Александр Авдиенко о времени и о себе.
«Надолго к нам?» — ухмылялись работяги, пережившие смену шести директоров. «До пенсии», — пообещал им седьмой. Седьмому было тридцать шесть.
— Тут разведка, Александр Федорович, донесла, что у вас – юбилей. Пятьдесят лет службы пассажирскому транспорту. Неужели правда – полвека?
— Как пришел в 60-м в автоколонну №41, так уж больше системы не покидал. А вообще в автомобиле с пяти лет. Отец, было, на фронт ушел, но его как специалиста вернули. Ну и он то на комбайне, то на тракторе, то на машине. Круглые сутки работал. И я с ним в кабине. Да я на свет появился в грузовике! Папа маму из Светлого Ключа (это Красноярский район) в совхоз «Коммунар» вез, в роддом. Да только до лесу и доехали. Я в 37-м родился. 13 сентября. И уж в одиннадцать сам гонял на полуторке. Отец зерно в город возил, а я — из-под комбайна. Шубу на сиденье подкладывал, но тормоза-то механические, нажимать тяжело, и я практически стоя ехал. Тринадцать исполнилось, в совхоз третья машина пришла. А водителей – отец да Кузнецов. Так директор за отцом две закрепил, и я на второй первые свои три тысячи заработал. Большие для 60-го года деньги. Ну уж и пахал за них! Раз сутки не спал – зерно возил. На вторые доставил конторских в Калиновку и отключился. Будят меня, будят – разбудить не могут. Вытащили из кабины на землю, водой окатили, я встал. Приехал домой. «Все , — говорю, — не могу больше».
— В Самаре как оказались?
— Сестра поступила в медтехникум, жила на съемной квартире, ну и я с ней. После школы шлифовщиком на Масленникова работал, но призвали (я на Балтике служил), попросился к автомобилям. Мичман поглядел, как я с ними управляюсь, говорит: «Давай, людей учи». Сдал экстерном на права и учил матросов, офицеров из части помех.
— Как это «часть помех»?
— Корабли от нападения с воздуха прикрывала. Cамолеты же по «пеленгу» бомбы сбрасывают, а наши радиостанции излучали высокочастотные волны и приборы глушили. Радиостанции эти передвижными были, и офицеров обязали обучиться вождению. Я и гражданских учил. В Балтийском ДОСААФе три группы набрали, а преподавателей нет. Пригласили меня. Я тогда старшиной первой статьи был, но занимал офицерскую должность. Начальник гаража. Ну а когда в шестидесятом вернулся (во флоте четыре года служили), тут же устроился в автобусный. Машину дали… Ни двигателей, ни колес — один кузов. Но за две недели я ее восстановил и на маршрут вышел.
— И какой был первым?
— У мне все вокруг этой цифры 13 кружится. В поезд сажусь: либо место 13-е, либо – вагон. Ну и первый мой маршрут был 13-м. От «Металлиста» до «Фабрики- кухни». Работаю — собрание комсомольское. А с запчастями плохо, я и выплеснул. Меня тут же секретарем комсомольской организации колонны ставят. Ну и пошло–поехало. Механик колонны в отпуске – я его замещаю. Уходит в отпуск начальник колонны — замещаю его. Ну а уж в 65-м меня самого сначала начальником 2-й колонны ставят, а потом, согласия не спрашивая, начальником советского филиала. Тут уж я не только новые маршруты открывал. Я в стройку втянулся. Там же не было ничего! Ни «канав», ни мойки, ни забора. Пришлось и столовую оборудовать, и стоянку на 200 машиномест, и подстанцию. А фондов не добьешься. Ну и начинаешь мудрые варианты искать. Дашь строителям автобус, они тебе — товарный бетон, железо… Ну и строил. Но только в 73-м фундамент семидесятиквартирного дома заложил, меня – на Мехзавод. В АТП-2. Тут уж я 30 лет директором был, и тут стройка всегда. Технические корпуса, бытовки, стоянки, асфальт на всей территории новый, филиал на Ракитовке, жилье то и дело сдавали. И при этом маршруты новые открывали. 50-й открыли, 1-й короткий. На партконференции как-то взял, да и сказал для красного словца в докладе: «А при совместной помощи промышленных предприятий мы сможем соединить Красноглинский район с Кировским!». Наутро первый секретарь райкома Попов приглашает: «Сказал? Думай!». Придумал 51-й маршрут: с Управленческого до Безымянского рынка. Потом — 68-й (с Мехзавода по Ракитовке до метро «Победа»). На Прибрежный вместо одной три машины поставил. На аэропорт – вместо одной четыре. Начал сеть междугородных перевозок развивать. Ну и филиал учебного комбината открыл. Так что какие есть сейчас в Красноглинском районе шоферы, считай — все из нашего предприятия вышли. Крупное же было. Тысяча человек!
— А это правда, что вы ночью могли в АТП нагрянуть?
— Поначалу только с шести утра до семи вечера работал. Но когда самарскую квартиру на мехзаводскую поменял (попалась тоже двухкомнатная и от предприятия недалеко), тут уж мог и ночью прийти. У нас же последний автобус во втором часу возвращался, а слесари в две смены работали. Ну и я проверял, как. Прихожу – спят. Погром устраиваю. Но вообще одним миром всех мазать – делу вредить. Так что на кого прикрикнешь, а кого и погладишь. Погладишь его, он тебе пять планов сделает. Но у иного такой тяжелый характер, что ни погладишь, ни прикрикнешь. Вообще подразделение непростое было. До меня за пять лет шесть директоров сменилось. Ну и как пришел, рабочие – мне: «Надолго?» — «До пенсии», — говорю. «Много мы вас тут таких видели!». — «Видели, — говорю, — может, и много, только на мне зубы свои поломаете». Я же всю эту школу водительскую с низов прошел и к тому времени 13 лет начальником был и техникум окончил, и институт плановый. Опять же — армейская подготовка. Волк в транспорте, как говорится. Посмотрели они меня в деле и…
— Когда пришла пора горбачевской демократии, единогласно за вас проголосовали.
— Нет, случалось, люди и анонимки писали, но основная масса была довольна. У нас же даже в 94-м, когда уже никто бесплатно квартир не получал, люди получали их бесплатно. Мы турбазу на Красной Глинке пробили. В 87-м трехэтажный производ- ственно-бытовой корпус ввели в эксплуатацию. Комната гигиены женщин, комната психологической разгрузки… Половину второго этажа спортзал занимал. Все подростки мехзаводские к нам бегали.
Ну и зарплата была нормальной. Я сам проверял начисление. В первую очередь у водителей. И всегда выписывал две фамилии. Того, кто больше всех получил, и кто — меньше. Большую зарплату для радости своей выписывал. А малую, чтобы разобраться. Спрашиваю начальника колонны: почему так мало человек получил? Говорит – не выработал. А ты, спрашиваю, что лично сделал, чтобы выработка у него повысилась? У горлопана машина встанет из- за болта, он до директора дойдет, но болт выдерет. А другой – тихоня. Ему скажи: нет болта, он и будет молча ждать. Таким помогать надо. Тянуть их. Вообще обеспечить фронт работ – главная задача начальника. Я сам, прежде чем в отпуск уйти, на месяц запасы делал. Недели две–три — в мыле весь (трудно же со снабжением), но на складе есть все, подробно расписано, что нужно сделать. Если они половину сделают из того, что напланировал, уже хорошо. Но чтоб не говорили: у нас не было швеллера и уголка, мы и стояли.
— А вы не боялись, что вас подсидят?
— Нет! Больше скажу: у меня всегда в заначке два преемника было. И они все потом крупными руководителями стали. И Завалишин, и Чернушко, и Арсланов, и Тищенко, и Малышева… Плеяда большая. Да у меня и родных в пассажирском транспорте на династию. Брат Федор 35 лет отработал: водитель, механик, начальник колонны. Владимир и электриком был, и механиком. Владислав водитель 13 лет. А жены их, Владимира и Владислава, диспетчерами работали. Ну и вот я. Был момент в юности, когда решил, что в противовес отцу другим займусь. В ДОСААФе пилотирование освоил. В мединститут поступил. Три дня проучился — бросил. Не мое это. Транспорт- ник я.
Александр Федорович Авдиенко — это, без преувеличения, легенда Самары, Самарской губернии, да и России в целом. Человек, который жизнь посвятил созданию эффективной системы пассажирского транспорта. Для которого главным был и остается рабочий класс.
Александр Колычев, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Самарской губернской Думы
Общество
Общество
Общество