В Самаре выступил гранд-оркестр Жан-Жака Жюстафре

02.04.2019

49

Автор:

В Самаре выступил гранд-оркестр Жан-Жака Жюстафре

В семидесятых сын, тогда еще ребенок, нередко просил: «Папа, сыграй «Прогноз погоды». Я садился за пианино и наигрывал композицию Андре Поппа Manchester еt Liverpool, которая с 1966 года была музыкальной заставкой информации о погоде в программе «Время» на первом канале ТВ. Эта красивая мелодия звучала в исполнении оркестра Франка Пурселя. Была у всех на слуху. А позже появилась в записи оркестра Поля Мориа, который затем отметился и музыкальными заставками телепрограмм «Кинопанорама», «В мире животных».

Верность другу

На днях в самарской филармонии этот оркестр выступил уже с программой памяти самого Мориа. Маэстро, напомним, ушел из жизни в 2006 году. Руководит оркестром сегодня Жан — Жак Жюстафре, что отражено в нынешнем названии коллектива. Известный во Франции валторнист, аранжировщик и дирижер начал сотрудничать с Мориа еще в семидесятых. Был с ним в дружбе. И в 2005 году Поль сам предложил ему взять руководство своим оркестром. Жюстафре все годы оставался верен другу. А с 2009-го главная программа оркестра стала именоваться «Вспоминая Поля Мориа». Во время предыдущих гастролей в России в 2012 году коллектив уже выступал с ней и в Самаре. Но прежним в программе остается лишь название, а содержание постоянно меняется.

Звукозаписи Мориа начали появляться еще до создания легендарного оркестра, когда он работал с Шарлем Азнавуром, Мирей Матье, Катариной Валенте, Морисом Шевалье и Далидой. В 1965 году он также записал диск со своими аранжировками двенадцати русских мелодий, который затем под названием «Вечная Россия» много раз переиздавался. У нас в стране Мориа бывал неоднократно с концертами, оркестр пользовался огромным успехом. Советский монополист звукозаписи фирма «Мелодия» отважилась на выпуск трех его долгоиграющих виниловых дисков. А среди сотен выпущенных и в Европе, и в Японии звуковых альбомов знаменитого французского композитора и дирижера много «золотых» с миллионными тиражами.

Мягко и ненавязчиво

Мелодии Мориа и его оркестра принадлежат к очень попу лярному в 50-70-х годах жанру еasy listening — «легкое прослушивание (настроение)». Музыка была очень удобной как радиоформат с инструментальными записями красивых стандартов и хитов разных стилей. Поэтому во всем мире она очень широко использовалась в виде фоновых иллюстраций. Формат жанра широко присутствовал в эфире, где в FM-диапазоне работала масса радиостанций, специализирующихся именно на этой музыке. Очень мягкой, ненавязчивой, успокаивающей, без резких динамических и ритмических выплесков. А любовь и популярность эта красивая музыка повсюду завоевала, поскольку позволяет отойти от серой действительности, отвлечься, располагает к каким-то ностальгическим размышлениям и создает приятное романтическое настроение.

В Самаре выступил гранд-оркестр Жан-Жака Жюстафре

Мелодии жанра имеют достаточно жесткие стандарты инструментовки, с преобладанием акустических инструментов и с главными группами струнных. Поэтому композиции Мориа нередко исполнялись и чисто академическими симфоническими оркестрами. Вот самый близкий нам пример. Большая программа «Хиты оркестра Поля Мориа» есть у симфонического оркестра самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова. В Европе жанр easy listening был распространен достаточно широко. Особенно в Англии и Франции. А среди других, близких Мориа, можно вспомнить оркестры Джеймса Ласта, Берта Кемпферта, Генри Манчини, Каравелли и Рэя Кониффа.

Музыка настроения

Как композитор Мориа написал массу великолепных мелодий. А также сделал инструментальные версии известных песен, композиций легкого джаза, обработки популярных пьес академической музыки. Именно из всех этих мелодий и состояла программа, которую Грандоркестр Жан-Жака Жюстафре представил самарским меломанам. Основу составляли замечательные, очень изящные инструментальные миниатюры. Не буду перечислять — их прозвучало много. В том числе используемые российским телевидением как фоновые и заставочные, а также версии хитов мировой эстрады. Одним из первых прозвучал «Жаворонок», с которого начиналась телепрограмма «В мире животных». Многие мелодии были просто на слуху, и поэтому уже на первых тактах встречались залом дружными аплодисментами, а далее кто-то пытался даже подпевать.

Как показал концерт в Самаре, волшебная музыка, созданная маэстро Мориа, жива и сегодня. Кто-то из коллег сравнил эстетический фон его композиций с прекрасным ранним утром, приходящим вместе со светом солнца и птицами, и заполняющим сознание ясностью и прохладой. Отмечено красочно. Но Поль действительно отдавал свою эмоциональную, животворную энергию для создания совершенно новой формы общения языком искусства. Он создавал музыку настроения. Впечатления от концерта? Нельзя пересказать аромат и цвет, звуки и настрой. Нужно иметь возможность все это чувствовать и ощущать. Грандоркестр Жан-Жака Жюстафре нам такую возможность предоставил.

Автор текста: Игорь Вощинин, историк джаза, ведущий радиопрограмм и концертов

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации