В Художественном музее открылась выставка работ Гойи и Пикассо, посвященных корриде

24.11.2018

32

Автор: Татьяна Гриднева

В Художественном музее открылась выставка работ Гойи и Пикассо, посвященных корриде

Целых два зала на первом этаже Самарского художественного музея отданы под передвижную выставку «Corrida. Песок и кровь», которую привезла в наш город компания «Артгит».

Таким образом, самарская публика получила возможность увидеть творчество двух гениев мирового изобразительного искусства — Франсиско Гойи и Пабло Пикассо.

Хотя многие современные европейцы осуждают корриду, для испанцев это жестокое и красивое зрелище остается символом национальных традиций. Театрализованная игра со смертью восходит к древним средиземноморским культам, центральная фигура которых — могучий бык, олицетворяющий силы природы. Человек осмеливается бросить ему вызов и побеждает… Или погибает.

Конечно, такие яркие испанские художники, как Франсиско Гойя и Пабло Пикассо, не могли не отразить в своем творчестве эту традицию. На подход авторов влияла и эпоха, в которую были созданы произведения. Гойя работал над темой корриды в 1814 — 1816 годах, а Пикассо обратился к ней в 1950-х.

Если для Гойи его цикл офортов «Тавромахия» — способ запечатлеть наиболее яркие страницы истории поединков человека с быком, то литографии Пабло Пикассо — повод для философских размышлений над проблемой жизни и смерти. Для Гойи важны историзм и правдивость. Он старается отобразить конкретные события с практически фотографической точностью. Его офорты сродни зарисовкам с натуры. Подписи под гравюрами фиксируют факты. Вот король Карл V сам выехал на арену в Вальядолиде в честь рождения своего наследника, он поражает быка копьем. А вот разъяренное животное вылетает на зрительскую трибуну и, круша все на пути, убивает одного из городских алькальдов. По соседству — гибель обожаемого художником славного героя корриды Пепе Ильо. А вот сцены легендарных «безрассудств» Мартинчо, который со скованными цепью ногами поражал быка на арене Сарагосы.

Для Пикассо же прежде всего важна символическая ценность происходящего, а также мистическая связь главных действующих лиц. Он наслаждается грациозностью тореадоров и величественной статью быков. Основные цвета его литографий — черный, красный и желтый. Это бархат костюма тореадора, цвет пролитой крови и песка. Но и черно-белые оттиски Пикассо очень экспрессивны. Взмахом кисти, обмакнутой в тушь, он создает фигуру быка, который мчится на тореадора, опустив рога, и изогнутого в грациозной стойке отважного испанца.

Выставка продлится до 20 января 2019 года. (12+)

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской каменной печатной формы на бумагу.

Офорт — разновидность гравюры на металле.[/box]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации