Классика нонконформизма в Самаре

15.07.2014

51

Автор:

Классика нонконформизма в Самаре

Искусство как реакция на советскую идеологию

 
В Мраморном зале Художественного музея открылась выставка работ российских нонконформистов второй половины XX века из коллекции Музея им. А.С. Пушкина. В экспозиции представлено более 70 работ живописи, графики и фотографии. Среди имен — Эрик Булатов, Олег Васильев, Виктор Пивоваров, Франциско Инфантэ, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Оскар Рабин и другие. На выставке демонстрируется избранная часть обширной коллекции, принадлежащей поэту Всеволоду Некрасову. В 2011 году 325 работ из этого собрания были подарены отделу личных коллекций Музея им. Пушкина Галиной Зыковой и Еленой Пенской, наследниками поэта и его жены, Анны Журавлевой.
 
Почти все авторы выставляются в Самаре впервые. Произведения участников представлены в ведущих музеях России (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), а также во многих музеях мира и известных частных коллекциях. Все они связаны с концептуализмом — направлением в искусстве, возникшем в 60-х годах прошлого века как реакция, протест на существующую советскую идеологию, пронизывавшую быт и частную жизнь человека. Концептуалисты апеллировали к так называемым концептам — затертым до дыр лозунгам, текстам, речевым клише. Одни углублялись в иронию, полностью стирая первоначальный смысл текста, другие же погружались в метафизику.
 
Из представленных на выставке авторов-концептуалистов наиболее известен Эрик Булатов, ныне живущий в Париже. Он создал свой собственный жанр живописи, назвав его «критической картиной». Узнаваемый стиль художника — текст, визуально управляющий пространством картины, делающий его подвижным, пластичным. Часто текстами были стихи Всеволода Некрасова. На картинах Булатова текст становится важным, живописным элементом. На выставке представлена работа «То-то и оно», демонстрирующая пластические возможности текста. Известная картина «Знак качества» представляет собой традиционный среднерусский пейзаж, поверх которого изображен Государственный знак качества СССР, в свое время созданный для маркирования серийной продукции с целью улучшения ее качества. Таким образом автор иронизирует над клише в живописи.
 
Классика нонконформизма в СамареКроме Булатова, на выставке представлены работы других ключевых фигур московского концептуализма. Олег Васильев — художник, создававший в своих картинах так называемые высокие и глубокие пространства, работая со светом. Виктор Пивоваров, иллюстратор детских книг, сотрудничавший с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки», как и Илья Кабаков, создал жанр концептуалистского альбома.
 
Также в экспозиции представлены произведения художников «Лианозовской группы» — Оскара Рабина, Евгения Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина.
 
Лидер здесь — Оскар Рабин, организатор скандальной «бульдозерной выставки» 1974 года. В конце 70-х лишен советского гражданства, с тех пор также живет и работает в Париже. В 2006 году стал лауреатом премии «Инновация» за вклад в искусство. Мир Оскара Рабина — мрачные бараки, дворы, «сутулые» и скособоченные дома, уродливые лица… Автор высмеивает в своих работах явления, давно отжившие и мертвые. Поэтому и цвет в его работах преимущественно черный.
 
Владимир Немухин — также один из участников «бульдозерной выставки», инициатор важных выставок 1980-х. Частый мотив его картин — колоды игральных карт.
 
Выставка продлится до 28 августа
Художественный музей, Мраморный зал, ул. Куйбышева, 92
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации