«Евгений Онегин» снова на самарской сцене

28.01.2014

76

Автор:

«Евгений Онегин» снова на самарской сцене

Неброская обертка ярко звучащего спектакля
 

Без «Евгения Онегина» трудно представить себе репертуар любого оперного театра России. «Онегин» — наше все. 24 и 25 января в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского. Спектакль получился насколько ожидаемым, настолько и неожиданным.

ФОРМА

Двигающиеся части пола — практически единственные декорации, которыми режиссер Владимир Петров наполнил сцену. Серая гамма оформления, по-видимому, призвана сосредоточить внимание зрителя на психологии персонажей, драматургии отношений между ними. Всеми оттенками серого, почти до графичности, «раскрашены» и костюмы, по задумке художника Юрия Купера.

Минималистическое решение в оформлении сцены раскрывает перед режиссером огромные возможности для выражения своих мыслей и образов. Однако в самарской постановке они не читались. Почему сцена дуэли, кульминационный центр спектакля, скрыта от зрителей подъемом части сцены и опусканием полотна? Зачем такое обилие вставных сцен с крестьянами, затягивающее монотонное развитие первого действия? Почему письмо Татьяны — это длинное тканое полотно, которое, занимая внимание зрителей, то раскручивает, то сворачивает Татьяна, а потом возвращает ей Онегин (и напоминает оно в этот момент то ли полено, то ли сверток с ребенком)?

Аскетичная сценография в конечном итоге играет не на руку постановщику — не отвлекаясь на декорации, зрители видят на сцене только отношения между персонажами. И с большей очевидностью становится понятно, что каждый герой существует в своем замкнутом мире, не взаимодействуя с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ

Дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Анисимов подарил зрителям музыку великолепной оперы Чайковского в исполнении оркестра Самарского академического театра оперы и балета. Еще одно безусловное достоинство спектакля — работа хора под руководством заслуженного деятеля искусств России Валерии Навротской (к сожалению, недавно покинувшей самарский театр).

На премьере заглавные партии блестяще исполняли приглашенные артисты — солист «Геликон-опера» Константин Бржинский (Онегин), солист Саратовского театра Илья Говзич (Ленский) и Ирина Крикунова (Татьяна). В партии князя Гремина превосходно выступил солист нашего театра, заслуженный артист России Андрей Антонов.

От «Евгения Онегина» остается смешанное чувство. С одной стороны, режиссерская концепция осталась неразгаданной, с другой — после выхода из театра еще долго продолжают звучать в голове знаменитые партии, прекрасно исполненные на самарской сцене.

КОММЕНТАРИЙ

Константин БРЖИНСКИЙ,
солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», исполнитель партии Евгения Онегина:
— «Евгений Онегин» в Самаре для меня — это новые открытия. Во-первых, в работе с дирижером. Мне очень интересно работать с маэстро Александром Анисимовым. Во-вторых, я впервые исполняю эту роль на такой большой сцене. До этого работал на более камерных. В образ Онегина входить достаточно трудно. Первый свой спектакль я делал в Центре оперного пения Галины Вишневской. Она говорила нам: «Ты должен в метро спускаться так, как будто ты Онегин: держать спину, застегнуть лопатки, примерять его стать». Родные и близкие уже знают, за пару дней до спектакля я меняюсь кардинально.

С самарскими артистами мы подружились уже на «Севильском цирюльнике» (Константин Бржинский исполнял партию Фигаро — Прим. авт.). Когда находишь контакт с людьми, на сцене все становится просто.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации