Пора привыкать к цивилизации, но еще не очень получается
Любой хлеб, заработанный трудом, солон. Мы часто думаем, что невыносимо тяжело только нам. Потому что просто не знаем, каково другим. Попробуем узнать. Сегодня выясняем, легко ли работается таксистам.
Еду в такси. У водителя радио настроено на «Эхо Москвы». По сравнению с привычным водительским «Шансоном», это меня удивляет. Начинаю задавать разнообразные вопросы. Выясняется, что водителя зовут Сергей, «Эхо Москвы» он слушает постоянно, образования высшего не имеет, таксистом работает с перерывами чуть ли не с советских времен. И еще выясняется, что мне посчастливилось воспользоваться услугами одного из не очень многих нынче в Самаре лицензированных такси. Я в этом мало что понимаю, поэтому интересуюсь, какая разница между лицензированным и нелицензированным. Сергея прорывает: «Ты такси часто вызываешь? Тебе попадались машины, в которых сидеть спокойно невозможно, потому что сиденья разваливаются?» Тут же вспоминаю рассказ знакомой о том, как водитель прибывшего по вызову такси пристегивал ее ремнем безопасности к рычагу ручного тормоза (за неимением штатных приспособлений). «Нет, говорю, не нравится. А откуда такие берутся?» И вот тут Сергей начинает мне обстоятельно излагать разницу между «официальным» извозом и иными разновидностями услуги по индивидуальной доставке граждан в нужное место. Много компаний, которые и таксомоторными-то не назовешь — так, диспетчеры. А еще — частный извоз. Вон в Москве сейчас штраф за услуги такси без лицензии — 30 тысяч рублей. У нас, говорят, тоже скоро так будет». «А почему диспетчеры?» — удивляюсь. «А там ни технической службы нет, ни своего парка машин, ни контроля за водителями, берут кого попало. Все просто — платишь фирме рублей 500-800 в день, за это они подключают тебя к системе заказов». — «Постойте, Сергей, но ведь нужно как-то оценивать техническое состояние машин, состояние водителя, наконец?» — «Ну вот у них это происходит так: есть как будто механик, даешь ему рублей двадцать, он тебе техсостояние на день подписывает. Не смотрит ничего, не проверяет, естественно». — «А как вообще должна проходить проверка перед рейсом?» — «У нас все начинается с того, что не любого желающего возьмут на работу. Нужна медицинская справка, что не состоишь на учете в наркодиспансере, в психушке. Потом на трудовую книжку смотрят — где работал, сколько, почему уволился. С плохой трудовой не возьмут. На внешний вид смотрят — чтобы опрятный был, приличный. Стаж водительский меньше пяти лет вообще не рассматривается. А потом, если тебя возьмут, то все равно еще стажировка будет — проверят навыки вождения, знание города, устройства машины, умение вежливо общаться с клиентом. Перед выездом техническая служба проверяет состояние машины. И водителя проверяют врачи. У них все приборы есть — алкоголь, наркотики, давление, сердце проверяют. Диспетчеры, если есть сомнения насчет качества работы какого-то водителя, могут перезвонить потом клиенту, спросить, есть ли претензии. Но все равно официальные компании разоряются. Почему? А потому что они тратят на нормальную организацию работы больше, чем «левые». Потому что налогов больше. А нелицензированные — они тратятся только на рекламу да на диспетчерскую службу.»
Я не верю, что лицензированные компании такие белые и пушистые, как о них повествует Сергей: «У вас-то какая система оплаты? Сколько за месяц удается заработать?» Он немного сомневается, но затем, убежденный мной, что ни названия компании, ни его фамилии в статье не будет, рассказывает: «Конечно, оформлены мы все на работу по низшему окладу, который по закону полагается. И больничный нам платят исходя из него. Система у нас такая: каждую смену я принимаю автомобиль, а сменщик его сдает. В этот момент машину осматривает механик, если какие повреждения — пишет, что я принял машину в таком состоянии. Считается, что я беру машину как бы в аренду на время своей смены — это сутки как правило. За эту аренду я плачу фиксированную сумму (точную цифру называть не стану, но это от тысячи до двух тысяч рублей). Беру машину с полным баком (сменщик заботится) и возвращаю с полным баком (я о сменщике забочусь). А все что заработаю сверх арендной платы — мое». — «Ну и сколько же выходит?» — «По-разному. Мы свободны в своей работе в течение смены: можем работать по вызовам диспетчера, можем, если считаем что так выгоднее, сами искать клиентов. Только об этом надо сообщить диспетчеру. И есть по городу разветвленная система контрольных точек, где мы отмечаемся: я приехал на точку, сказал по рации диспетчеру, что я там. Таким образом, всегда диспетчеру понятно, в каком районе и сколько наших водителей есть. А зарабатываю я в среднем около тысячи за смену. Работаем мы сутки через сутки, то есть тысяч пятнадцать-семнадцать в месяц — это обычный заработок.» — «А какие неприятности в работе чаще всего встречаются?» — «Дороги в Самаре — вечная беда, по весне особенно. Но тут хорошо, что машина казенная, хоть на ремонт сам не тратишься. А бывает, и часто, — прождешь клиента, а он отменяет заказ. И время потеряешь, и денег не заработаешь. Со мной такое как раз в новогоднюю ночь случилось, вдвойне обидно. Но самое плохое — именно «левые» перевозчики». — «А как определить, «официальное» такси заказываешь или нет?» — «Можно у диспетчера спросить, есть ли лицензия, есть ли свой парк машин, какие марки. У «левых» отвечают неопределенно, в нормальных компаниях сразу расскажут, какие марки машин используются». — «Но если всем известно, что так много «левых» компаний, что, так трудно их «прижучить»? Тут Сергей взрывается: «А что, ты не видишь, какой бардак в стране? Какой тут следить, если те, кто их контролировать должен, сами их же и крышуют? Нас, таксистов, гаишники останавливают чаще всего. Проверяют путевой лист, все документы. Выловить нелегальные такси при таких проверках труда нет. Но они же продолжают работать! Мало того — из-за них официальные компании разоряются, не выдерживают такой конкуренции». И вдруг спрашивает: «Ты Интернет читал»? «Ну да», — говорю, не совсем понимая, к чему он клонит. — «Ну ты же видишь: они же все по уши в дерьме! А по телевизору — тишь, гладь да божья благодать». Развивать тему я не стал. Мы приехали.
Я расплатился с Сергеем, пожелал удачи, хороших дорог (ну это я погорячился, конечно, но куда ж от собственного оптимизма денешься) и щедрых клиентов. Записал номер сотового. На всякий случай: ведь диспетчеры по телефону не говорят, какое радио таксист предпочитает слушать. А у меня от «Шансона» уши вянут.
комментарий
Владимир ВАКУЛЮК
генеральный директор компании «Такси «Маэстро»:
— Я слышал, что в губернской Думе начали разрабатывать закон о легковых такси. Только меня удивляет, почему к разработке этого законопроекта не привлекают нас — тех, кто давно работает в этой сфере. Пригласите специалистов и спросите, какие болевые точки существуют у перевозчиков, что требует обязательного регулирования, чтобы на рынке такси была добросовестная конкуренция. Мне вообще непонятно, куда смотрят всевозможные контролирующие органы: Самару просто заполонили абсолютно бесконтрольные «левые» такси. Закон этот надо принимать как можно скорее, думаю, года на 2-3 с ним опоздали.
Общество
Общество
Общество