Что за стандартом?

20.03.2013

28

Автор:

Что за стандартом?

Более сорока школ Самарской области проучились первое полугодие в рамках новых требований

Давно замечено: в первый класс наши дети идут с большим букетом цветов и с огромным желанием учиться. Еще не все потеряно и к окончанию младшей школы. По крайней мере ученые утверждают: две трети младших школьников потрясающе талантливы и их можно отнести к интеллектуальной элите общества. Но уже к седьмому-восьмому классу ситуация меняется, и только треть школьников еще рвется к знаниям, остальные уже учиться категорически не хотят!

Эту неприятную картину призваны переписать новые федеральные образовательные стандарты, которые с 2010 года уже введены в начальной школе, а с 2012-го очередь дошла и до основной. Конечно, в тех регионах, которые принимают участие в эксперименте. Самарский — принимает. И вот уже 41 школа в области отработала первое полугодие текущего учебного года в новой парадигме. Подвести итоги того, что получилось, и пообщаться с учеными из Москвы самарские педагоги смогли на педагогической конференции, прошедшей в стенах Самарского филиала Московского городского педагогического университета.

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Заместитель министра образования Самарской области Владимир Классен признался, что даже сами учителя понимают под стандартами разные вещи. Вот, например, в младшей школе им отдано 35 часов. К чему они сводятся? Оказывается, нередко просто к двойной учебной нагрузке на ребенка. И вслед за русским, математикой и природоведением в первой половине дня маленького школяра ожидают «веселая математика» или «занимательный русский» — уже во второй. А идея-то новых стандартов принципиально иная, как выражаются чиновники от образования, — формирование деятельного подхода. Что это значит? А то, объясняют родителям, не понимающим очередное новаторство, эксперты, что мир изменился, а значит, должно измениться и образование. И школьник должен не получать знания в готовом виде, а учиться добывать их.

Заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Ирина Логвинова тоже объяснила необходимость перемен:

— Нас в свое время ошеломил опыт участия в международных исследованиях. Наши дети демонстрировали великолепные академические знания, когда нужно было что-то вспомнить, назвать. И оказывались абсолютно беспомощными, когда надо выбрать правильный ответ и, главное, объяснить свой выбор. Ведь многие выпускники-отличники нашей советской школы оказались неуспешными в жизни. Они не умеют интегрироваться, адаптироваться, действовать в ситуации неопределенности. Не умеют принимать решения и делать выбор. Вот новый стандарт всему этому учит.

ДОЙТИ ДО СУТИ

Разговор на тему содержания новых стандартов теперь уже для основной школы мы продолжили с заместителем директора Самарского центра развития образования Галиной Смирновой.

— В чем же отличие новых стандартов от прежних?

— Стандарты первого поколения трактовались так: дети должны нам (учителям) — выучить, запомнить, освоить, а мы проверим! А стандарты второго поколения описывают другую ситуацию: что школа, учитель должны детям. Конечно, школа всегда должна была быть школой для детей, но сейчас на государственном уровне принято решение создать условия для полного раскрытия таланта, способностей ребенка для подготовки его к жизни.

— Но реформы в образовании идут давно, и разговор всегда шел о том, чтобы в школе «запустить» детское творчество. В том числе и приспособить ученика к жизни…

— Это все правильно. Так и было, но согласитесь, что эти пожелания в основном оставались на уровне государственных документов. Сегодня ситуация иная. Во-первых, Россия интегрировалась в мировое образовательное пространство, и все, что в мире наработано, мы тоже должны усвоить. Мало усвоить, запомнить, нужно научить ребенка жить в современном мире. И поэтому необходимо с самого раннего возраста погружать детей в активную жизнь, социальные практики, исследования, поиски. Все сейчас должно стать и становится практикой школы.

— Но исследовательские работы дети пишут в школе давно. Конкурсы, олимпиады, научные работы — все есть чуть ли не с первого класса. Что же нужно менять — количество, качество?

— Нет, конкурсные работы подразумевали принцип определенной добровольности. Сейчас же этот багаж будет передаваться каждому и станет школьной обыденностью. И защита проекта будет входить в итоговую оценку выпускника. Будут проверять не только уровень знаний, а прежде всего уровень сформированно-сти разных компетенций, владение исследовательским материалом. У известного психолога Джона Ровена есть выражение: какие результаты требует образование, таким образование и будет. И стандарт как раз требует новых результатов.

— А конкретно, что изменится для родителей и учеников? Будет другая форма уроков?
— Конечно. Во-первых, постепенно изменится весь строй школьной жизни. Сама школьная среда станет более комфортной и приспособленной для исследовательской деятельности. Речь и о методических комплектах дидактических материалов, большом количество пособий, словарей, справочной литературы и доступе в Интернет. Это должна обеспечить школа. Цифровые ресурсы, образовательная среда изменятся. Последняя, по сути, должна стать здоровье сберегающей.

— Не перегружаться?
— Совсем не перегружаться не получится. Развитие всегда идет через преодоление трудностей. С другой стороны, изменятся виды деятельности, их будет много и будут учитываться пожелания самих детей. Социальные практики, физкультурно-оздоровительная работа, декоративно-прикладное творчество, внеурочная деятельность. То есть вся образовательная среда города будет связана с внедрением стандартов.

— Некоторые родители еще помнят, что в советской школе была учебная часть и послеурочная — секции, кружки и т. д. Будет нечто похожее или принципиально другое?
— Совсем другим не будет. Но вот отчасти наполнится другим содержанием. Взаимоотношения с детьми меняются, будут учитываться личные потребности ребенка, вводиться активные формы обучения. Кстати, система допобразования по сути более приспособлена к требованиям нового стандарта: там всегда результатом был конкретный продукт — картина, поделка, модель. На такой уровень — «сделал работу — получил результат» — должна быть направлена вся школьная жизнь. И от родителей потребуется более активная позиция, ведь сами стандарты понимают солидарную ответственность и трехсторонний договор. Более того, за результат будет отвечать и сам ребенок.

— Роль родителя к чему сведется.? Он будет наблюдать, контролировать, помогать ребенку?
— Безусловно помогать, ведь многие вещи будут по выбору ребенка. А в каждой семье свои традиции, нацеленность на какую-то профессию. Семья будет участвовать и в выборе профильного курса школьника в старшей школе. Он должен определиться к концу 9-го класса.

— С 1 сентября в основной школе у нас в регионе повсеместно вводятся стандарты. И часть учебных предметов должна идти в рамках стандарта, а часть — на выбор?
— Да, но выбирает школа. Есть инвариантная часть, которая не подлежит изменениям: в начальной школе это 80 процентов (20 выбирает школа), в основной — 70 процентов (30 — школа), и в старшей — две трети инвариант и треть — вариатив. Но это школьные характеристики. Задача родителей — ювыбрать школу. А внутри нее тоже будет выбор, например, программ внеурочной деятельности.

— Чуть ли не главный вопрос во всей этой истории: где мы возьмем готовых работать по-новому учителей? На конференции прозвучала цифра о подготовке четырех тысяч педагогов.
— Это целевая подготовка. Но как только речь зашла о стандартах, мы (Самарский центр развития образования) наполнили наши образовательные программы вещами, связанными с новыми стандартами. Так что количество обученных учителей намного больше четырех тысяч. Но проблемы, конечно, будут. Ведь чем успешнее педагог, тем менее он склонен что-то в своей профессиональной деятельности менять. С другой стороны, есть управленческие рычаги — новая система оплаты труда заставит человека меняться. На уровне правительства не раз звучало: сделать четкую зависимость между уровнем оплаты педагога и результативностью его деятельности. А результаты будут прописаны в соответствии со стандартами.

— Одно из новых правил -территориальный принцип приема ребенка в школу. И на конференции прозвучало, что во многих городах уже возникли очереди вокруг престижных учебных учреждений. Регистрации даже в нужном районе родители для ребенка «покупают»…

— Суть реформы — обеспечить всем детям стандарт образования. Чтобы все школы стали «хорошими» и дети учились в своем микрорайоне.
Главная задача — создать условия. Есть программы поддержки талантов, но качественное образование необходимо дать всем.

СПРАВКА "СГ"

С 2010 года в РФ началось введение стандарта начальной школы. По нему сейчас учатся уже 200 тысяч малышей. С 2012 года — введение стандарта основной школы, также по мере готовности. С 2016 года — та же схема со старшеклассниками. Но поскольку стандарт старшей школы нуждается в апробации, то, скорее всего, в 2013 году по заявкам регионов будут выбраны школы, которые начнут это делать.

КСТАТИ

В прошлом году в школы Самарской области поступило 2,5 тысячи персональных компьютеров для учителей и более пяти тысяч компьютеров заменили в школьной базе.
Всего за два предыдущих года 280 миллионов рублей пошло на оборудование из федерального бюджета.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации