Под грифом «секретно»

02.04.2016

105

Автор: Ирина Шабалина

Под грифом «секретно»

Ветераны вспоминают о реализации «лунной программы» на куйбышевских предприятиях

 
55-летие первого полета человека в космос для самарского предприятия ПАО «Кузнецов» -дата «своя», близкая и выстраданная. Ведь завод трудился и трудится на космическую отрасль, здесь создаются двигатели для кораблей, бороздящих вселенную.
 
В преддверии космического юбилея «СГ» отправилась в музей одной из площадок «Кузнецова». Здесь была назначена встреча с ветеранами, которые на разных этапах трудились над разными производственными программами. Была среди тем и так называемая «лунная программа»: перед предприятиями и конструкторскими бюро страны ставилась задача первыми в мире изготовить и запустить ракету на Луну.
 
Необыкновенный коллектив
 
О теме, в советское время строго засекреченной, а ныне информационно приоткрытой, вспоминает ветеран Вера Михайловна Данильченко. Она трудилась инженером-конструктором на заводе с 1962 года, в том числе в рамках «лунной программы», а сейчас стала хранителем истории предприятия.
 
— Мы с супругом приехали в Куйбышев на опытный завод №276 -так он тогда назывался — по распределению после Харьковского авиационного института. Коллектив здесь был необыкновенный: люди жили высокими идеалами того времени, сплоченность во всем. Тон задавал главный конструктор «пожизненно засекреченный» Николай Дмитриевич Кузнецов.

Новых молодых специалистов он всегда принимал сам. Причем сначала посылал на работу в цех, а уж если начинающий инженер себя проявит — звал в ОКБ. Работа была на первом месте, никак иначе. И каждый из нас чувствовал себя государственным человеком.


Под грифом «секретно»«Лунный» двигатель
 
Мы знали, что летом 1958 года на предприятие приезжал Сергей Павлович Королев и предложил создать двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1. Материалы об этой программе во многом уже рассекречены, и интересующиеся люди в курсе, что шла она трудно. На первых порах нас преследовали неудачи. Именно этот проект стал основой для «лунной» ракеты. В 1964 году провели первые стендовые испытания прообраза двигателя НК-33. За время реализации проекта у нас накоплен колоссальный опыт. В 1972 году появился двигатель НК-33, который и сегодня считается верхом технического совершенства. 16 пусков без съема со стенда двигатель работал!
 
К разработке жидкостных двигателей для трех ступеней лунного ракетного комплекса Н1-Л3 завод приступил во второй половине 1961 года. Первый пуск ракеты-носителя Н1-Л3 состоялся 21 февраля 1969 года. И был неудачным. Локальное повреждение кабеля из-за пожара привело к ложной команде на отключение всех двигателей ракеты. Три следующих пуска — до 1974 года — тоже оказались неудачными. Но только вторую аварию специалисты связывают с отказом двигателя первой ступени.
 
В 1968 году началась разработка модифицированных двигателей многоразового применения НК-33, НК-43, НК-39 и НК-
31. Первый прошел контрольно-выборочные и контрольно-сдаточные испытания. А вскоре, уже после сообщения о высадке американских астронавтов на Луну в июле 1969 года, на совещании в ЦК партии прозвучало: в экономическом и политическом плане проект высадки советского космонавта потерял свою актуальность. Повторять американцев -это значит перед всем миром расписаться в нашем отставании.
 
Неудачи первых пусков знали разработчики всех ракет, только «Энергия» благополучно стартовала с первого раза. Однако «лунной» ракете и ее модификациям шанса обрести космическую судьбу больше не дали. В мае 1974 года работы по «лунной программе» были прекращены. Коллективу Кузнецова тогда поручили сосредоточиться на разработке авиационных двигателей.
 
Дело Кузнецова живо
 
— Николай Дмитриевич глубоко переживал по поводу такого поворота событий, — отмечает Вера Михайловна Данильченко. — На заседании у секретаря ЦК Дмитрия Федоровича Устинова он позволил себе фразу: «Помимо власти надобно и голову иметь». И в дальнейшем эту тему Кузнецов сразу обрывал, как только она всплывала в разговорах. Это, наверное, был один из самых сложных моментов в его жизни.
 
Но тем не менее двигатель-то мы сделали! И не уничтожили, хотя был на то приказ «сверху»! Об этой почти детективной истории уже много статей появилось за последние годы: готовые двигатели под покровом ночи вывозили с завода на испытательную площадку в Винтае и там надежно прятали на годы. А когда спустя два десятилетия в 1992-м их показали на выставке авиакосмической техники, они произвели фурор, ими заинтересовались коллеги в США.
 
С декабря 1969 года до января 1977-го в общей сложности был испытан 191 двигатель, на которых выполнено 469 запусков.

Суммарная наработка, подтверждающая надежность НК-33, составляет 96000 секунд. И сейчас эти двигатели производства 1972 года после длительного хранения сохраняют свою работоспособность без переборки. По оценке американских специалистов фирмы Аэроджет, «НК-33 является самым надежным из всех существующих двигателей, работающих на жидком кислороде и керосине. Россия может гордиться работами академика Н.Д. Кузнецова и его коллег, которые в то далекое время разработали и усовершенствовали такое отличное изделие, как НК-33».
 

Дело специалистов тех давних лет живо. Сегодня предприятие занимается адаптацией, огневыми испытаниями и поставкой из имеющегося производственного резерва ракетных двигателей НК-33 для легких ракет-носителей «Союз-2-1в». Первый испытательный старт состоялся 28 декабря 2013 года с космодрома Плесецк. Второй — совсем недавно, в конце 2015 года.
 
Вместе с Верой Михайловной осматриваем экспонаты заводского музея: простенькое рабочее кресло Николая Дмитриевича Кузнецова, его телефон старинной конструкции, заводские Книги Почета, огромный архив фотоснимков разных лет и два главных стенда о двигателях под ту самую «лунную программу» НК-33, НК-43, НК-39, НК-31. Всю экспозицию объединяет главный девиз заводчан тех лет: «Ты все отдаешь делу».


Команда молодости нашей
 
Два месяца назад, когда «Самарская газета» запускала информационный проект «Самара: путь к звездам», редакция предложила читателям, работавшим в ракетостроительной отрасли в 50-е — 70-е годы, поделиться своими воспоминаниями.

Среди поступивших к нам материалов оказался редчайший снимок, связанный с той самой «лунной программой». Его привез в редакцию Владимир Борисович Глот. Он работал инженером, начальником сектора в ЦСКБ «Прогресс» с 1965 по 1984 годы. Начальником и главным конструктором ЦСКБ был легендарный Дмитрий Ильич Козлов. На снимке он (в центре в первом ряду) вместе со всеми специалистами конструкторского комплекса №2, который и занимался «лунной программой».
 

— Комплекс возглавлял Валентин Александрович Рясный. Это подразделение создали, когда началась работа над ракетой Н-1 для полетов на Луну, — рассказывает Владимир Борисович Глот. — Шли вперед методом проб и ошибок, уже были близки к хорошим результатам, но программу закрыли. Хотя у нас уже были готовы две ракеты. А этот снимок сделан в разгар работы над «лунной программой», ему ровно 50 лет. Здесь Козлов не только с руководителями подразделения, но и с конструкторами среднего, низшего звена. В общем, снимок исторический. Здесь собраны все вместе.

Под грифом «секретно»


СПРАВКА "СГ":
 

С момента старта Юрия Гагарина и по сей день самарские двигателестроители являются монопольными изготовителями двигателей для ракеты-носителя «Союз» производства самарского РКЦ «Прогресс».

Под грифом «секретно»

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации