Забавы для нежных сердец

13.03.2012

16

Автор:

Забавы для нежных сердец

В театре драмы состоялась премьера спектакля «Петербургские истории»

«Пиковую даму» по повести А.С. Пушкина зрители увидели впервые, а водевиль по произведению Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца» (второе отделение) уже шел на экспериментальной сцене. Постановщик «Пиковой дамы» — художественный руководитель театра Вячеслав Гвоздков, а «Беды от нежного сердца» — его главный режиссер Валерий Гришко. Обе постановки — результат творческих усилий учеников Гвоздкова, студентов театрального отделения факультета искусств университета Наяновой.

Перед началом «Петербургских историй» Вячеслав Алексеевич рассказал публике о намерении создателей продолжить русскую театральную традицию: представлять на суд зрителей в первом отделении серьезную драматургию, во втором — водевиль. Роль серьезной драматургии в данном случае досталась светскому анекдоту Пушкина. Гвоздков, по-видимому, решил на этот раз поставить классику достойно — без эксцентричности и пошлости, энергично и увлекательно. Динамика сценического действа ослабевает только к концу, в самых, казалось бы, напряженных сценах — игре Германна у Чекалинского. Пляшущие и поющие одну и ту же песню игроки заметно снимают напряжение, которое должно было бы как раз нагнетаться.
Одна из самых любопытных задумок постановщика — преобразование слов автора, составляющих основной объем повести, в прямую речь. Вячеслав Гвоздков предоставляет героям самим рассказывать о себе. Иногда они вступают в дискуссию со словами автора, оспаривая сказанное интонацией.

Персонаж Тайная недоброжелательность (Татьяна Коровина) помогает наглядно продемонстрировать внутреннюю борьбу Германна. Женщина в мужском костюме — демон-искуситель героя. Подобно дьяволу она принимает разные обличья, становясь то старой графиней, то девушкой, передающей записку Лизе (Алена Латухина).

Образ Германна (Даниил Богомолов) ближе к оперному герою Чайковского, нежели к литературному Пушкина. Он чересчур горяч и экспрессивен. Ему не хватает немецкой выдержки и расчетливости. Сложно поверить, что на жестокие поступки Германна в исполнении Даниила Богомолова толкает только жажда обогащения, складывается впечатление, что это, в принципе, экспрессивная и страстная натура.

Идея игры занимает подчеркнуто центральное место в оформлении спектакля — огромным игральным столом занята почти вся сцена. Он выполняет роль и кровати героя, и часов, отсчитывающих роковые минуты.

Развевающиеся плащи и постоянные переодевания артистов, танцы и песни — «Пиковая дама» Гвоздкова носит несколько опереточный характер. Поэтому первое отделение плавно перетекает во второе — водевиль.

Незамысловатый сюжет (богатый наследник, две корыстные невесты и бедная, но гордая красавица), веселая музыка Василия Тонковидова, композитора театра «СамАрт», яркие костюмы Марины Агаповой… Все приметы жанра в «Беде от нежного сердца» присутствуют. В пышных нарядах и накладных бородах молодые актеры выглядят вполне естественно. Именно они — начинающие артисты, полные надежд и мечтаний, как нельзя лучше передают со сцены в зрительный зал ощущение радости, которым наполнена вся постановка.

«Петербургские истории» будто созданы с целью приятно провести вечер. Мистическая пушкинская повесть (обозначенная театром как «анекдот») и легкомысленный водевиль Соллогуба по душе зрителю, тяготеющему к классике.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации