Пушкин на самарской сцене

28.01.2016

27

Автор:

Оперу по мотивам «Сказки о Попе и о работнике его Балде» покажут в марте

4 февраля «Пиковая дама» Самарского академического театра оперы и балета откроет программу фестиваля «Золотая маска». Готовить спектакль к показу будет режиссер театра Марина Шапкина. А в марте состоится премьера детской комической оперы Бориса Кравченко «Ай да Балда!» по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о Попе и о работнике его Балде» в постановке Марины Шапкиной. Об этих предстоящих событиях мы расспросили ее подробнее.

«Опера не о том, как глупый и жадный Поп получил по заслугам»

— Это уже вторая сказка Пушкина, которая появится на самарской сцене. Чем поэт так привлекает композиторов и постановщиков?
— Много лет назад, еще до открытия здания театра после реставрации, я делала программу «Пушкин и музыка». Ведущий спрашивал у публики: «Вы не задумывались о том, что на произведения Пушкина написано больше всего музыкальных произведений?» Его, по сути, можно спеть и сыграть всего, потому что его произведения очень музыкальны. На его стихи написаны романсы, на более крупные произведения — оперы и балеты. В произведениях Пушкина затронуты темы, которые будут актуальны всегда, он опережал время.
Совсем просто было бы сделать историю о том, как умный работник — сильный Балда — победил глупого жадного Попа. Это лежит на поверхности: Поп — сребролюбец и в конце получает по заслугам. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы все было так однозначно. У него столько разных планов и пластов в произведении. Это же притча.
Поп здесь — обыкновенный человек, который подвержен страстям. В либретто, написанном самим композитором, нет ничего злого или карикатурного по отношению к этому персонажу. Я, разбирая это произведение, для себя решила так: эта опера не только о том, как глупый и жадный Поп получил по заслугам. В произведении сошлось несколько тем.

— Каких?

— Герой оперы занят больше материальным, чем духовным. Он скупает весь товар на ярмарке и так нагружает телегу, что не может сдвинуть ее с места — и ему требуется работник для помощи. Он не учит своих детей и прихожан ничему духовному. Сын у него брошенный. Я специально отдала эту партию не сопрано — женщине, а тенору — мужчине, чтобы показать: малыш уже вырос, он взрослый, а с ним сюсюкают как с ребенком. Мне бы хотелось показать драму, когда в обеспеченной семье на ребенка не обращают внимания. Папа с мамой заняты исключительно подсчетом денег. У поповского сына единственный положительный мужской пример — это работник Балда, который в семье еще и нянька.
Другая тема — свобода. Поп на селе собирал подати. Плюс он еще занимается ростовщичеством. Ему все должны. Кроме Балды — он пришлый человек. Заключая с ним сделку, Поп решил, что принародное унижение — щелчки — очень выгодно, потому что Балда будет работать бесплатно.
С этого момента Поп несвободен. Мы предлагаем зрителям понять, что страшнее для Попа — само наказание или его ожидание? В конце Поп исправится, он станет добр к людям, выйдет на площадь и раздаст те материальные ценности, которые покупал на ярмарке. Мы попытаемся оставить у зрителей впечатление, что впереди у него духовное перерождение.

Режиссер должен следовать за музыкой

Пушкин на самарской сцене— Яркое оформление не будет отвлекать внимание маленьких зрителей от музыки?
— Музыка написана в народном стиле, я считаю, что оформление должно быть тождественно. Аляповатости не будет, потому что мы с художником договорились решить оперу в стиле русского лубка. В спектакле такие персонажи, как Медведь, Заяц, черти — это ряженые, те люди, которые были на площади в момент заключения сделки между Попом и Балдой.

— Композитор определил жанр «детская комическая опера». А чем она отличается от «недетской»?
— В детской опере есть явное моралите, воспитательный момент. Именно эта опера будет интересна для семейного просмотра. Форматом отличается -дети не могут выдержать долгое представление.

— И вы, и автор оперы оканчивали один и тот же вуз — Ленинградскую консерваторию. Чувствуете некое родство?
— Ленинградская консерватория была для меня сказкой. В ней училось столько великих композиторов, музыкантов, певцов, что ходишь по этим лестницам с особым чувством. Там есть подъезд, который ведет в Малый зал, и там галерея портретов — «Наши выпускники», среди них Петр Чайковский… Что здесь говорить? Консерватория должна быть намолена великими людьми. Это наш храм.

— В музыкальном театре на первом месте стоит партитура, не ущемляет ли это роль режиссера?
— Все верно, в музыкальном произведении, особенно в опере, главенствует музыкальная драматургия. Что такое либретто по сути? Копия изначального литературного произведения. И кроме того, опера ограничена музыкальной формой. Если в литературном тексте мы можем делать паузы, вставки, то здесь все подчинено ритму и форме. Когда постановщик говорит: «Мне не хватило музыки», это неправильно. Все, что заложено композитором, нужно уметь раскрывать.

В ожидании «Золотой маски»

— «Пиковая дама» открывает фестиваль «Золотая маска», и вы готовите этот показ. С каким чувством ожидаете поездки?
— Впервые за историю театра мы едем на «Золотую маску». «Пиковая дама» выдвинута сразу в пяти номинациях: «Спектакль»; «Лучшая работа режиссера» — главный режиссер театра Михаил Панджавидзе; «Лучшая работа дирижера» — главный дирижер театра Александр Анисимов, «Лучшая женская роль» — Ирина Крикунова и «Лучшая мужская роль» — заслуженный артист России Михаил Губский. Мы будем наряду с лучшими театрами страны. Мариинский, кстати, тоже привезет «Пиковую даму». Это большая ответственность.
Надеюсь, в нашу копилку прибудет «Золотая маска» во всех номинациях. Пусть это нескромно, но мы этого достойны. Театр открылся после реставрации пять лет назад, и за это время мы наработали огромный репертуар — каждый год несколько премьер. Это была бы заслуженная награда.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации