В библиотеке №8 Октябрьского района проходит выставка детской игрушки
Гуттаперчевые куклы и гэдээровские пупсики, заводные мишки и оловянные солдатики — при виде этих спутников небогатого советского детства у людей «в возрасте» замирает сердце, а у современных ребят широко раскрываются глаза.
Возможно, игрушки нашего детства не роскошны, но нам каждая из них приносила огромную радость -ведь их нам дарили редко.
Сестры Беловы, всю жизнь собиравшие эту коллекцию, решили рассказать самарцам историю возникновения советской игрушки. Выставка получилась очень интересная и познавательная.
В первые годы советской власти игрушки по дореволюционным моделям изготовляли кустари.
Из-за царившей в стране разрухи они использовали самый дешевый материал — лоскуты ткани, папье-маше, дерево.
Производили игрушки и в местах исконных промыслов, и во вновь организованных мастерских, где их изготовлением занимались в основном бывшие дворяне. Куклы постепенно становились все более красивыми, так как дворянки с детства были приучены к рукоделию и обладали хорошим вкусом. На базе некоторых игрушечных артелей впоследствии были созданы крупные предприятия. Питерская артель им. Рубена была преобразована сначала в артель «Ленигрушка», а затем в фабрику под этим же названием.
Лишь в 30-е годы детские игрушки попали в поле зрения партийных идеологов и их стали считать важ-. ным средством пролетарского воспитания. Появились игрушки, отражающие социалистическую реальность. Фабрика «Универпром» выпускала машинки с заводным механизмом. Появились строительные кубики и наборы металлических конструкторов. На производстве кукол и других игрушек специализировались и крупные промышленные предприятия — цеха завода «Металлист», Охтинского химического комбината.
Широко использовался недавно появившийся материал целлулоид. Затем стала применяться бумажно-древесная масса — практичный и дешевый материал.
Даже в целлулоидньгх пупсах должны были отражаться коммунистические идеи. У моей мамы была кукла-китаянка, выпускались и целлулоидные негритята наряду с куклами европейской наружности. Дети должны были знать с пеленок, что такое дружба народов.
В 50-е годы дорогой горючий целлулоид заменяется полиэтиленом. Все помнят Ванеквстанек и Неваляшек, расписанных цветами и с колокольчиками внутри, которыми начали играть дети, появившиеся на свет в конце 50-х годов.
Затем появляется полистирол. Игрушки, отливаемые из полистирола, отличались небольшими размерами. К тому же стеклообразный полистирол стал использоваться при изготовлении глаз кукол, и уже отечественные Машеньки и Аленки, а не только немецкие Марты начали закрывать и открывать глазки. Кукла с закрывающимися глазами и с «настоящими» капроновыми кудрями была верхом мечтаний любой советской девочки.
Полистирол и в наборах технической игрушки потеснил жесть. В 60-е годы появились модельеры новой игрушки, призванной воплощать советскую эстетику. Это были одаренные профессиональные художники Сморгон, Лаврова, Тыркова, Разумовский. Объединение «Красный треугольник» долгие годы выпускало очаровательные серии зверушек по эскизам Тырковой.
В 70-е годы советские дети увлеклись появившимися в магазинах «чудиками», а также гномами, русалками, домовыми и ежиками из ГДР.
Девочки коллекционировали очаровательных маленьких немецких пупсиков, так похожих на настоящих младенцев.
Некоторых из них продавали в ползунках и конвертах, других — с целым детским приданым. Изящные немецкие куколки потеснили на полках детских стилизованных советских барышень. Появились в продаже и большие, ростом почти с ребенка немецкие куклы в кисейных платьях. И советские родители, пораженные таким великолепием, зачастую тратили на роскошную фройляйн последние сбережения. Помню, как мои папа и мама, отправившись в магазин за тумбочкой, вернулись с этим купленным по случаю чудом в розовых кружевах. Я усадила ее на единственную в нашей новой квартире испачканную засохшей краской табуретку и стала ею любоваться, затаив дыхание. До сих пор этот поступок моих родителей является для меня самым ярким выражением их безграничной любви ко мне.
И все же отечественные игрушки оставались самыми доступными и самыми безопасными, они становились все более интересными и разнообразными. Так продолжалось до 90-х годов, когда разорились даже игрушечные фабрики, а челночники заполнили образовавшийся вакуум китайским ширпотребом. И до сих пор на рынке игрушек в России господствует Китай.
А жаль. Например, деревянные русские игрушки до сих пор пользуются спр осом во всем мире — они экологичны, к тому же развивают ребенка. Нужно возрождать русскую игрушечную традицию, снова привлекать профессиональных художников. Ведь игрушка может стать первым кирпичиком в воспитании вкуса ребенка, в его познании народного искусства и приобщении к культуре.
Комментарии
0 комментариев