Детство в мире кадра

19.03.2016

26

Автор:

Детство в мире кадра

Как растить маленьких аниматоров?

 
В Самаре уже шесть лет рисуют мультфильмы. Есть такая студия — «Печка». Она разместилась в детской школе искусств №4.

Здесь каждый ребенок может придумать, «оживить» и озвучить собственный мультик. Уже десятки детских работ стали лауреатами всероссийских фестивалей. А недавно самарская детская анимация вышла и на мировой уровень, став участницей зарубежных анимационных конкурсов — эстонского, итальянского; отправили свои m фильмы в Болгарию. Создатель и руководитель самарской «Печки» Екатерина Куричева рассказывает об особенностях детской мультипликации и перспективах мультпедагогики.
 
— Работала в разных местах — в рекламном бизнесе, в издательстве. Когда была в декретном отпуске, я купила компьютер, камеру и стала делать фильмы для друзей и их детей. Потом настало тяжелое время, я отовсюду уволилась. Купила номер «Русского репортера» (он у меня до сих пор хранится) и прочитала про детскую киностудию в Новосибирске. Это было открытие: дети делают мультфильмы. В июле 2009-го поехала гостем на фестиваль детской анимации «Жар-птица», а в сентябре уже набрала первых детей в студию. Из оборудования — мои компьютер и камера. Полгода мы рисовали, придумывали, параллельно я готовила техническую базу. Сняли два первых мультфильма, поехали в 2010 году на фестиваль, и наша работа «Солнце, самолет и море» стала лауреатом фестиваля.
 
Детство в мире кадраЭто сейчас все кажется легко. А когда я шла на первое занятие с детьми, не знала, что с ними делать. Но настоящие проблемы начались на второй год. Первый пролетел на голом энтузиазме и страстном желании попробовать новое. Первое кино — непосредственное, наивное, второе должно быть более профессиональным. А за счет чего? Опыта нет, энтузиазм прошел…

Анимация — это кружок по интересам. Интересно — ребенок занимается, надоело — ушел. Но я хотела этим заниматься. На второй год у нас появился художник, на третий — монтажер. Сейчас со мной работают художница Александра Хабарова и монтажер Александр Максимов.
 

Я достаточно много езжу на различные кинофестивали, в том числе профессиональной анимации, где есть обучение, мастер-
классы. Я читала много специальной литературы плюс езжу по стране, по фестивалям.
 
Сейчас как раз поднимается вопрос подготовки кадров анимационной педагогики. И в марте на всероссийском фестивале анимации в Суздале мы с коллегами, представителями ВГИКа и Союза кинематографистов собираемся за круглым столом по этой теме. Сейчас в России действует примерно 185 детских анимационных студий. И, условно говоря, ими руководят все кто хочет. Большой плюс, если у человека есть художественное или педагогическое образование, но практически ни у кого нет специального режиссерского или анимационного образования. На фестивалях заметно, как много мультфильмов очень низкого качества: педагог не может правильно выстроить кадр, есть проблемы со звуком. Кроме того, необходимо понимание азов режиссуры, чтобы помочь ребенку выстроить сценарий.
 
Проблема очень серьезная. Есть образовательные курсы в Москве, дистанционные вебинары, но результатов пока не видно.

Необходимы курсы повышения квалификации для молодых педагогов-аниматоров, причем при профессиональном вузе, ВГИКе или педуни-верситете. Этот вопрос, например, давно поднимают новосибирские кинематографисты студии «Поиск», у них есть желание создать кафедру анимационной педагогики…
 

Детство в мире кадраНаша «Печка» выезжает на крепких сценариях и озвучке. Если большинство стараются сделать фильмы про «высокие материи», то мы в наших мультиках затрагиваем простые, бытовые темы. Сохраняем детский язык. И всегда идем от придумки самого ребенка. Вот чудесный весенний сценарий мальчика Леши: «Жил на свете солдат. Началась война. И он выиграл ее. Он пошел домой и жил долго и счастливо со своим российским флагом и со своей семьей. И было это весной».

Вроде бы и закрученного сюжета нет, но я знаю, что получится смешной, короткий и хороший фильм… И это лучше всяких «наворотов». Дети очень талантливы. Меня больше всего удивляет это сочетание наива и глубины. Сказал три слова, и я понимаю, что можно сделать простой, но внятный мультфильм. Я бы сейчас, в своем возрасте, так уже не придумала. Сейчас я это могу только замечать.
 

Мы ежегодно что-то «вытягиваем» для фестивалей. Но есть работы, близкие мне по духу. «Дача со слонами», например, — про жизнь нашего самарского художника Константина Головкина. Я целенаправленно детей туда возила, место мне нравится, в общем, все сложилось, и фильм получился душевный. Из наших старых мне близки «Сила морского моря», «Африка», которую мы снимали для одноименного новогоднего спектакля театра «СамАрт», из последних -«Роль главного пирата». Но «Дачу» пока ни один фильм не перевесил. Знаете, это и в профессиональной анимации очень часто самыми сильными, душевными становятся первые фильмы режиссера. А потом уже начинаются придуманные истории. Самые лучшие фильмы -которые прожиты…
 
Детская мультипликация — это такое же искусство, к которому многие «взрослые» режиссеры очень серьезно относятся. Я думаю, им интересна детская непосредственность. Это возможность напитаться детским искусством, удивиться и что-то взять для себя. Оценивать его нелегко, когда все 185 детских студий присылают на конкурс свои работы. А у самих детей — миллион идей. Ребенок не выдумывает того, что не существует внутри него. Для детей мультстудия — это прежде всего увлекательное занятие, радость, а все остальное уже потом.
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации