«Амадеус»: перезагрузка. В театре драмы представили вторую редакцию известного спектакля

19.01.2017

66

Автор: Маргарита Петрова

«Амадеус»: перезагрузка. В театре драмы представили вторую редакцию  известного спектакля
Художественное руководство Самарского театра драмы им. Горького вновь выпустило на сцену спектакль «Амадеус», посвятив его исполнителям главных ролей в первой редакции постановки: ушедшему из жизни почти пять лет назад Александру Амелину и продолжающему сражение со своим недугом Олегу Белову. 

Есть ли незаменимые? Хочется воскликнуть: да! Но жизнь не стоит на месте, и, несмотря на то, что лучшие, как известно, всегда покидают нас преждевременно, Земля продолжает вращаться. Посвятив возобновленный спектакль исполнителям главных ролей в первой редакции: ушедшему из жизни почти пять лет назад Александру Амелину и продолжающему сражение со своим недугом Олегу Белову, — художественное руководство Самарского театра драмы им. Горького вновь выпустило спектакль «Амадеус» на сцену.

Причины для возобновления режиссер-постановщик обеих редакций Валерий Гришко называл самые разные: «Амадеус» не прожил свою жизнь в связи со смертью одного актера и болезнью другого, сокращение финансирования театра и невозможность ставить новые спектакли, прекрасная сохранность декораций заслуженного художника России Владимира Фирера. Четыре занавеса, четыре цвета постановки — черный, алый, золотой и белый — использовались для других нужд театра (например, украшали сцену на юбилее режиссера), и вот спустя несколько лет возвестили возвращение «Амадеуса» на самарскую сцену.

Возвращение нельзя назвать триумфальным. Артисты сдержанны в эмоциях — все-таки на историю постановки бросают тень трагедии их коллег. Валерий Гришко в своем приветственном слове вспомнил первый состав актеров. Поблагодарил Олега Белова за помощь в подготовке новой редакции и особенно роли Моцарта, в которой артист блистал сам. Может быть, передача опыта, заданные рамки режиссерской задачи, а возможно, фактурное соответствие Игоря Новикова — второго Моцарта — воскрешают в памяти зрителя рисунок роли, созданный артистом более десяти лет назад.

Другое дело Герман Загорский. По словам Валерия Гришко, именно его удачные пробы на роль Сальери оказались решающими в вопросе, возобновлять ли спектакль. Это и понятно — ключевой персонаж заполняет своим широкоформатным образом большую часть постановки. Тоска по прошлому, подающая голос во время ожидания начала спектакля, сменяется любопытством, а затем искренним удовольствием, когда наблюдаешь за интересным актерским решением. Более молодой и менее крупный, нежели Александр Амелин, Герман Загорский создает совсем другого Сальери. Режиссер подчеркнул, что именно молодой и красивый Сальери — то, что изначально должно быть в его интерпретации пьесы. Напористый в общении при дворе, притворно благостный тет-а-тет с Моцартом, бескомпромиссно яростный в своем вызове Богу, актер меняет краски и настроения, оставаясь глубоко точным в каждом из них. Его образ дряхлого старика в начале спектакля также подкупает достоверностью — как говорил инспектор Лестрейд в небезызвестном фильме: «За дрожащие колени я бы дал 10 фунтов!»

Эта безусловная профессиональная удача стала очевидной уже при первом показе, что большая редкость. В спектакле много и других актерских успехов: дебют Алены Шевцовой в роли Констанции, возвращение полюбившегося публике персонажа — Иосифа II в исполнении Владимира Гальченко… Не разбирая их подробно, следует сказать о том, чего в «Амадеусе» пока нет. Достаточной глубины подачи литературного материала. Когда погружаешься в пучину философских, теологических и морально-нравственных вопросов, поставленных Питером Шеффером, и начинаешь ловить у себя и окружающих тревожные признаки болезни Антонио Сальери. Велика вероятность того, что со временем, когда молодые актеры достигнут известной степени комфорта существования в материале и шероховатости первых показов не будут их беспокоить, они создадут то сценическое волшебство, которое заставляет нас в персонажах, живущих в другое время и в другой стране, увидеть себя.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации