Светлана Хумарьян: «Назовем новую встречу Credo»

29.07.2014

42

Автор: Светлана Внукова

Светлана Хумарьян: «Назовем новую встречу Credo»

О концепции  форума и его афише рассказывает руководитель проекта

— Фестиваль у нас в этот раз особенный. 
— Юбилейный. 21 февраля этого года исполнилось бы 95 лет Алле Яковлевне. Это во-первых. А во-вторых, самому фестивалю — 20. 
 
— А если говорить о концепции…
— В основу легло последнее интервью Аллы Яковлевны. Называется оно Credo. И нынешний фестиваль имеет то же название. Открытие 23 октября. 
 
— Где  интервью было опубликовано?
— В журнале «Балет».  Но уже после смерти Аллы Яковлевны.  Она готовилась  к четвертому фестивалю. Не дожила всего ничего.  Умерла  в декабре, а  фестиваль  должен был быть  в феврале .  И мы все отменили, и сделали  вечер памяти, который вел  один из  ее  любимых партнеров Никита  Долгушин (народный артист СССР, петербургский танцовщик, балетмейстер, хореограф и педагог, c 1997 по 2008 гг. возглавлял балетную труппу Самарского театра оперы и балета.- Ред.), в котором играл  Ростропович  и  танцевала Диана Вишнева (российская прима-балерина, народная артистка России. — Ред. )
 
— По-моему, впервые она у нас тогда была.
— Первый и последний раз. 
 
— И тогда звезда ее только  восходила. 
— Мы вообще стараемся всех получать на взлете. И Лопаткина (прима-балерина Мариинского театра. — Ред.) у нас танцевала, когда ее еще мало кто знал, а Самара не знала вовсе. И вот эти все блистательные танцовщики Большого — Грачева, Уваров, Цискаридзе, Филин — приезжали к нам начинающими артистами. Или вот Ольга Cмирнова. 22 года всего. Всего только третий сезон на профессиональной сцене, но уже имеет балетного «Оскара» —  премию «Бенуа де ла Данс».  Имеет высшую премию Dance Open (Международный Фестиваль балета в С.-Петербурге. — Ред.). К нам  она приезжает уже в третий раз. И за это короткое время такое количество премьер в Большом станцевала! Вот сейчас мы тут с вами разговариваем, а в Вашингтоне идут гастроли балета Большого театра, и Оля там танцует Одетту — Одиллию («Лебединое озеро»). У нас она будет открывать фестиваль, а открываем мы его гала-концертом. Второе отделение — это хореографические номера и фрагменты спектаклей. А в первом будет идти 3-й акт «Спящей красавицы»  в хореографии Петипа. Оля танцует Аврору. 
 
— Мы сейчас вернемся к фестивальной афише, но хотелось бы еще вот об этом интервью Аллы Яковлевны поговорить. О чем там речь?
— Шелест формулирует свое творческое кредо. Что определяет настоящего артиста балета? По мнению Аллы Яковлевны, это не 32 фуэте, не железные пальцы, не туры по кругу в бешеном количестве. Все это надо, но в первую очередь артист балета должен быть личностью. А технические средства должны служить выражению этой личности. Но если раньше, читаем мы в интервью Аллы Яковлевны, говоря о балете, говорили о руках Плисецкой, о полутонах Улановой, то сейчас говорят о том, кто сколько чего скрутил. А образов, которые бы завораживали, на сцене практически нет.
 
— Из балета ушла душа. 
-Анну Павлову спрашивали за рубежом: «Почему русский балет называют великим?» — «Потому, что в нем есть душа», — говорила Павлова. И я не случайно начала разговор с Ольги Смирновой. Это  балерина, которая воплощает шелестовское кредо. То есть продолжает линию великих наших балерин. Я бы не взяла на себя смелость утверждать это, если бы и Вадим Гаевский, самый крупный наш балетовед, не говорил о том же. В одном из последних номеров журнала «Балет» он прямо пишет: появилась… 
— …наследница великой традиции. 
 
-Тут мы с ним абсолютно сходимся. Как и я, он считал такой наследницей Ульяну Лопаткину. Писал: «Наконец-то ниша трагической балерины, многие годы занимаемая Шелест и затем пустовавшая не одно десятилетие, занята — появилась Лопаткина». Теперь такого разрыва не будет. И Лопаткина танцует, и Ольга Смирнова уже на большой сцене. И 23 октября мы увидим ее Аврору. Партнером будет Семен Чудин. 
— Один из лучших сегодня танцовщиков не только страны, но и мира. Замечательно сложен. У него удивительно выразительное тело, «говорящие ноги», хорошая голова, он теплый актер, и он интеллигентен на сцене, что не так уж часто встречается. И тоже лауреат балетного «Оскара», и в этом году получил премию конкурса Dance Open.
 
— Они еще что-то будут танцевать кроме «Спящей»?
— Они будут закрывать гала-концерт никогда не шедшим в Самаре па-де-де из «Дочери фараона», балета итальянского композитора XIX века Цезаря Пуни, что несколько лет писал музыку для петербургских императорских театров. Семен — Таор. Ольга — Аспиччия. Па-де-де в постановке французского хореографа Пьера Лакотта. Очень эффектный номер.
 
— Второй фестивальный день. 
— Во второй день мы покажем «Корсара» Адольфа Адана. Это премьера самарского театра — всего три спектакля прошло. В свое время у нас уже шел «Корсар». В 1956-м. Данилова ставила. Статкевич танцевала Медору, Лубенец — Гульнару,  Щеголев — Конрада…  И сейчас  у нас состав достойный. Труппа пополнилась хорошей парой. Вероника Землякова, дочь Юры Землякова, артиста СамАрта. Была прима-балериной в Уфе, потом за рубежом работала вместе с мужем. Он тоже премьер, Кирилл Cофронов. Теперь они у нас. Кирилл танцевал на премьере Конрада, главную мужскую партию. Партнершей его была Катя Первушина. А Мулыгин, постоянный партнер Кати, танцевал раба Али, тоже очень хорошая партия. И все они имели большой успех. Работал с ними Василий Медведев, хореограф из Петербурга, который вместе с Юрием Бурлакой, специалистом по восстановлению старой хореографии, делал несколько лет назад «Корсара» Петипа для Большого. И для нас они его восстановили. Получился очень красочный, яркий, оптимистичный спектакль. 26 октября он пройдет в рамках фестиваля. А 28-го будет «Анюта» (балет  на музыку  В. Гаврилина по рассказу А. Чехова «Анна на шее». -Ред.) в постановке Владимира Васильева. Один из лучших наших спектаклей. Здесь, кстати, очень хорошая работа дирижера Куликова. 
 
— Кто Анюта?
— Ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова, которая в этом году в Питере на международном конкурсе Dance open стала «Мисс виртуозность». Это высшая премия. Около десяти лет Кристина была прима-балериной Кремлевского балета; участвовала во многих телепередачах. Словом, узнаваемая. Но на нашем фестивале впервые.  Ну а через день после «Анюты» моя любовь — «Баядерка». Солора будет танцевать Владимир Шкляров. Один из лучших исполнителей этой партии, премьер балета Мариинского театра, золотой медалист XI Московского балетного конкурса, лауреат различных международных фестивалей, конкурсов и премий, в том числе Итальянской имени русского танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина. А вот кто будет его Никией — это пока секрет. 
— Что готовите на закрытие? 
— Еще один  гала-концерт. В  первом отделении — третий акт «Лебединого озера», «Черный бал». Зигфрида будет танцевать опять же  Володя  Шкляров. Кристина  Кретова — Одиллия. А во втором отделении мы  решили сразу несколько сюрпризов преподнести  самарским любителям балета.  Многие  часто вспоминают феерический спектакль «Антоний и  Клеопатра»,  который поставил на нашей сцене Игорь Чернышев (народный артист РСФСР, в 1976 — 1995 — главный балетмейстер Cамарского театра оперы и балета. — Ред. ). А сейчас  лучшая российская исполнительница партии  Клеопатры Алла  Осипенко делает большой фрагмент  из этого балета  для премьеров  Михайловского театра — заслуженной артистки  Ирины  Перрен и  Марата  Шемиунова —  они готовятся к  фестивалю в Савонлинне (Финляндия. -Ред.)
 
— А вы уже с ними договорились?
 — Да, после  Савонлинны  с этой своей работой — к нам. Будет в гала и номер, поставленный артистом Мариинки Юрием Смекаловым. Танец называется «Расставание». Отмечен первой премией на балетмейстерском конкурсе. У нас никогда не шел. Танцевать будут Шкляров и Кретова. Ну и, наконец, Перрен и  Шемиунов познакомят нас с хореографией легендарного Начо Дуато (испанский танцовщик и хореограф. — Ред.). Кому-то, возможно, и не понравится. Но познакомиться надо. Никогда на нашей сцене не шла и «Тарантелла» Баланчина. Ее нам покажут ведущие солисты пермского театра Александр Таранов и Евгения Ляхова. Из Республики Марий Эл будет очень интересная пара — Ольга Челпанова и Константин Коротков. Они будут танцевать «Талисман» Петипа. Тоже редко исполняемый номер. И, конечно, надо особо сказать о нашей труппе, на которую каждый фестиваль ложится огромная нагрузка. На нынешнем ведущие партии и сольные номера будут танцевать Екатерина Первушина, Ксения Овчинникова, Виктор Мулыгин, Дмитрий Пономарев, Вероника Землякова, Кирилл Cофронов, Анастасия Тетченко, Алексей Савин. Но фестивальные спектакли — это колоссальная работа не только солистов. Это колоссальная работа кордебалета, оркестра… 
 
— Что-то совсем свежее наши покажут? 
— Кирилл  Александрович  Шморгонер (худрук. балетной труппы. — Ред.) работает над новыми  номерами. Но пусть и это будет сюрпризом. 

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации