Как выбраться из подводной лодки

21.09.2011

26

Автор:

Как выбраться из подводной лодки

Иногда подростковые проблемы загоняют молодого человека на эмоциональное дно

Киноклуб «Ракурс» открыл 32-й сезон. Перед началом показа публику разогревала самарская группа Bluebirds Британская картина «Субмарина» собрала полный зал. Режиссер-дебютант зацепил всех неподражаемым юмором и потрясающе красивыми кадрами.

Фильм, открывший сезон, — насквозь английский. Само название ассоциируется с битловской Yellow submarine. Атмосфера картины — прохладная, ветреная и мокрая и вместе с тем полна британского юмора: «У ее нового парня чудовищно длинная шея. Одна только мысль о жирафах приводит меня в бешенство».

Оливер Тейт (Крэйг Роберте) — подросток, впервые столкнувшийся с самыми серьезными проблемами нежного возраста. Отношения с противоположным полом, с родителями, чей брак на грани краха, со страхом перед фактом смерти… Нет-нет, «Субмарина» — это не психологическая драма, где по полочкам разложены и проанализированы детские проблемы. Ричард Айоаде, раньше снимавший короткометражки и музыкальные клипы, в первом своем художественном фильме рассказывает историю о том, как парень начинает искать себя. Режиссер не мешает герою. Наоборот, разрешает тому высказаться, включая в повествование множество монологов Оливера, просто озвучивая его мысли. И даже, отдаляясь от основной темы, предоставляет ему простор для фантазий.

Джордана (Яемин Пейдж), подружка Оливера, — сложная и озорная девчонка. Молодые люди сдержанны на эмоции: они даже подписывают договор, одним из пунктов которого значится что-то вроде «никаких нежностей». Под стать этой паре и другая — родители Оливера. Они воплощение английской выдержанности, бескомпромиссности и прямолинейности. Здесь режиссер нарочито перегибает палку, чтобы усилить комический эффект. И вообще нагнетание и преувеличение — излюбленный прием Ричарда Айоаде. Фильм разделен на несколько частей с прологом и эпилогом. Каждая из них отделяется друг от друга блокбастерскими заставками. Так обычно дети представляют себе любую проблему: из мухи делают слона.

Как заметил киновед Валерий Бондаренко, по традиции представивший фильм зрителям, если кому-то придется не по душе вся картина, то наверняка понравятся ее некоторые отдельные моменты. От многих кадров просто невозможно оторваться. Например, сцена в осеннем парке. Кругом — абсолютно желтая листва, переливающаяся на солнце. По правде сказать, момент совершенно не романтичный. Ребята изводят толстушку-одноклассницу, отнимая у нее портфель. И тут стоп-кадр: девчонка не удерживает равновесия и замирает на полпути в лужу. Туда же летит портфель, по дороге разлетается его содержимое. В это время в голове у Оливера проносится один из самых его забавных монологов.

Картина сентиментальна по своей сути, однако не становится от этого мелодрамой. За Оливером, который избавляется от своего панциря, своей субмарины, мы наблюдаем без слезливых эмоций, а с интересом ждем, когда же он начнет взрослеть. В конце концов каждый из нас через это прошел.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации