В галерее «Виктория» открылась мистическая выставка самарских художников

30.08.2018

57

Автор: Татьяна Гриднева

В галерее "Виктория" открылась мистическая выставка самарских художников

В галерее «Виктория» открылась выставка работ художников, которые творили в Куйбышеве-Самаре с 1970-х до наших дней. В центре экспозиции — два особых мира, в которых существуют творческие люди, — городское пространство и волжские просторы.

Самарцам действительно повезло: при желании за каких-то полчаса на речном трамвайчике можно сбежать от проблем, обуревающих тебя в душных кварталах многоэтажек, на природу, за Волгу. Для наших художников это всегда было отдушиной, дарило возможность побыть наедине с природой, наедине с самим собой. Многие места за Волгой имеют ореол колдовства, с ними связаны местные легенды и сказания. Видимо, поэтому работам наших мастеров присуща особая склонность к мистификациям, искажениям пространства и времени. Причем зародилось все это еще в те времена, когда так называемый формализм в искусстве выжигали каленым железом. Художникам, пытавшимся выразить необычное видение окружающего мира, ничего не оставалось, как творить «в стол».
\
Самым выдающимся из куйбышевских метафизиков был, без сомнения, заслуженный художник России Валентин Пурыгин. Он редко кому отваживался показывать свои работы, на которых танцуют вместе с кикиморами подвыпившие деревенские мужики, а интеллигентный леший, глядя на город с правого берега Волги, разложив мольберт, пишет пейзаж.

Работы Пурыгина из фондов Самарского художественного музея стали программными для выставки. На одном из полотен рогатые лешие, выйдя из леса с этюдниками за спиной, удивленно смотрят, как на противоположном берегу, над грешной Самарой бушуют молнии. На другой картине сам Пурыгин, присев около только что возведенного монумента Славы, силится изобразить на своем холсте нечто прекрасное. Но ему мешает уродливая нечисть, словно сошедшая с картин Босха. Так самарский художник изображал тех, кто высмеивал его творчество и называл дураком.

Впрочем, в 90-е годы в городе появились люди, которые сами себя назвали дураками. «Самарское общество дураков» говорило с земляками на самые острые темы. На стенах галереи размещены фотографии их знаменитых перформансов. Вот, например, 22 апреля они рыдают у памятника Ленину, склонившись под плакатом: «Дедушка умер, а дело живет. Лучше бы было наоборот!». А вот члены творческого объединения вышли на первомайскую демонстрацию с лозунгами «Мишку — на Север», «Гражданин Страны Советов — не дурак ли ты?» и пророческим: «К 2000 году каждому дураку — по отдельному дурдому!».

Перекликается с их настроем и картина Владимира Терехина, в 90-е годы взорвавшего самарское искусство. Она называется «Добровольное безумие». Одни люди стоят в огромной очереди, повинуясь стадному чувству, другие с удовольствием ссорятся и дубасят друг друга, третьи создают роботов, которых хотят наделить человеческими глазами и сердцами. «Зачем тратить жизнь на все это?» — спрашивает художник.

Тема балагана, карнавала, высмеивающего все и вся, близка и молодому поколению. Инсталляции группы Art-poliss, видеоряд Анфисы Добродеевой, видеоперформанс Сергея Баландина, видео-арт Владимира Логутова, Андрея Сяйлева, Олега Елагина, объекты виртуальной реальности Михаила Горелова, несмотря на заложенную в них иронию, подобны социальным исследованиям. Молодые художники стараются определить место современного человека в мире, обозначить цели его существования, уловить тонкую грань между правдой и ложью, между ценным и бесполезным.

Отдельно можно выделить тему одиночества творческого человека. Ее прекрасно отобразил в серии картин на шелке недавно ушедший из жизни журналист, поэт и художник Илья Поляков. Человек и волк, любующиеся восходящей над темным лесом луной, — вот герои его произведений.

Выставка продлится до 7 октября, 18+.

Комментарий

Сергей Баландин, куратор выставки:

— Самарское искусство делает акцент на ирреальном. Образ нашего художника напоминает образ человека, исполненного потустороннего опыта и окидывающего городское рациональное пространство особым, мистическим взглядом.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации