Наша «Груша»

09.08.2018

Loading

Автор: Илья Сульдин

Стартует 45-й фестиваль имени Валерия Грушина. Огромное культурное событие для всей страны и больше, и уникальный бренд Самарской области.

«Груша» — это ведь всем понятно. То есть говоришь «Груша» — и вопросов не возникает, хотя люди по всей планете понимают под этим словом очень разное, взаимоисключающее иногда. Но все это вместе — легендарная, всем известная и всегда живая «Груша».

Для Самарской области — это один из самых узнаваемых брендов. Сложившихся и вроде бы устойчивых. Особенно, когда прежние противоречия преодолены, фестиваль воссоединен на своем привычном, «намоленном» месте. Люди со всего мира, знаменитые и простые, едут. Многие едут с детьми и внуками, в двадцатый или тридцатый раз. Вроде бы, все в порядке. Ну или гораздо лучше, чем, например, у другого нашего фестивального бренда — «Рока над Волгой».

Конечно, есть разные мнения — такое глобальное явление, как «Груша», просто обязано вызывать их и поддерживать. Нам же нужно от критики и нападок перейти к анализу, попытаться понять, что же происходит с фестивалем, для того чтобы сохранить и развить лучшее, укрепить традицию и быть уверенными в прекрасном будущем этого явления.

Взлет-падение

Критики фестиваля частенько обращаются к прямой статистике — посещаемость «Груши», особенно после раскола, заметно упала. И сейчас находится на уровне 1978 года. 40-60 тысяч человек на поляне. Тогда, конечно, фестиваль проходил немного в других условиях, и сейчас сложно даже представить, как решались бытовые и не только проблемы в рамках полной самодеятельности «Груши». Но ведь решались!

Да и держать такую посещаемость в течение сорока лет — это ли не рекорд? Много вы знаете других проектов такого уровня в нашей стране, существующих 50 лет и собирающих по 50 тысяч человек в любую погоду? Впрочем, дождь предпочтительнее — это одна из главных грушинских легенд. Во время главного концерта на гитаре должен идти дождь. На «Груше» огромное количество таких легенд. И в этом тоже сила бренда.

В чем сила, бард?

Почему, несмотря на существенное снижение интереса к авторской, бардовской песне, КСП «Груша» все-таки сохраняет не только популярность, но и привлекательность для все новых и новых поколений? Почему фестиваль так легко пережил развал СССР и сохранился? Было время, когда на этот вопрос был готовый ответ — потому что он всегда был не советским. Сейчас уже не скажешь так уверенно.

Ведь в основе этого фестиваля лежит совершенно уникальная история. О молодом человеке, веселом и сочиняющем песни, у которого прекрасная жизнь впереди. И он жертвует этой жизнью ради чужих, незнакомых ему детей. Спасает детей. Это история с глубоким религиозным смыслом. Валерий Грушин — это прекрасный (советский?) человек, новое воплощение Спасителя. Если отвлечься от теософии, а посмотреть на это как на миф, то понятно — сила фестиваля в этом.

Сюда приезжают люди, которые считают, что Грушин поступил правильно, надо его помнить и стараться быть такими, как он.

Изгибы гитары

Но как быть с теми, кто и фамилию Грушин не слышал? Ведь есть немало посетителей на этом фестивале, которые долго думали, что фестиваль назван в честь ближайшей деревни, а сами исполняли исключительно репертуар «Гражданской обороны». Панки, кришнаиты, хиппи и хипстеры, реконструкторы и язычники — у этого фестиваля невероятно широкая социальная база. И в этом его огромная ценность. В чем ценность «Рока над Волгой», кроме масштаба? О чем он? А вот с Грушиным все гораздо яснее. Фестиваль в память о человеке, пожертвовавшем своей жизнью ради детей. Это не религия. Моральная установка, очень важная сегодня в эпоху тотального консюмеризма и безразличия. Свежие истории, они ведь не про Грушина, а про «Зимнюю вишню».

Развал-схождение

Но давайте снизим пафос. Все-таки речь не о религиозной службе, а о музыкальном фестивале. И снобы, наверняка, сейчас морщатся: какая там жертвенность — грязь и пьянство последние лет 30. А еще и скандалы, распри, какие-то неприятные истории. Раздел фестиваля на две части — человеческое, слишком человеческое. Это все, надеемся, в прошлом. Хотя из такой длинной песни слов не выкинешь.

Легенда, но живая. И хрупкая. История с дележом фестиваля, нанесшая существенный урон «Груше», должна быть выучена всеми. А исключительно широкая социальная база, сформированная не волей начальства от культуры, а русской жизнью, — это наш огромный человеческий капитал.

Куча традиций. Огромная история. Мощный, почти религиозный подтекст — это действительно самый главный наш культурный бренд.

Этим брендом распоряжается Грушинский клуб. Клуб и фестиваль — это почти одно целое и люди, руководящие клубом — непререкаемый авторитет. Но бренд «Груши» давно перерос и масштаб клуба, и масштаб области. Его рациональное использование, если так можно сказать, требует не очередной финансовой подпитки, раз в год от министерства культуры, а глубокой профессиональной оценки. Да-да. Надо капитализировать, надо защищать, надо продвигать. На самом высоком уровне. Здесь, конечно, очень сложно разграничить — есть бренд, который вроде бы надо развивать, а есть живая память людей, которые не всегда хотят, чтобы она превращалась в бренд. И уж тем более, чтобы этот бренд кто-то себе присвоил. В этом и деликатность задачи — слишком много интересантов, слишком долгая история. и все это никак не сводится к отдельным впечатлениям гостей «Груши».

Можно, конечно, понадеяться, что и дальше все будет у «Груши»… хотя бы не хуже. Полвека истории, 45-й фестиваль, именитые гости. Повод для размышлений о будущем, которое обязательно придет.

Читайте также:

Город смыслов

На стрелке двух рек

Рассматривая те или иные элементы нашего регионального бренда, мы берем их как некую данность. 

Город смыслов

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с […]

Город смыслов

Нужна ли Самаре реновация

Бренд Самары совершенно невозможно сделать успешным и привлекательным без большой работы по приведению этой самой Самары в привлекательный вид.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации