Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

27.12.2018

126

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Владимир Пермяков

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с окончанием серии публикаций.

Хотя бы потому, что эта задача — одна из первоочередных для сохранения конкурентности Самары. Конкуренция между волжскими городами очень велика. Нижний Новгород и Казань, как и Самара, претендуют на столичный статус и уровень. Идет работа в городах поменьше — Ярославле, Волгограде, Свияжске, Мышкине. Все ищут и находят свою уникальность. Пытаются ее развивать для привлечения туристов, да и собственных горожан.

Самаре нельзя отставать, но пока необходимо понять, какие из уникальностей как и куда нам развивать. Я предлагаю свое видение, не претендуя на объективность и оставаясь прежде всего человеком, прожившим всю свою жизнь, больше 40 лет, в Самарском районе. Я говорю не о городе вообще, но прежде всего о своей малой родине.

Элемент первый: лучший отдых на Волге

Да, именно привлекательность Самары как города-курорта, ставшая мемом в интернете и желанной реальностью на несколько недель Чемпионата мира по футболу, курортная атмосфера буквально покорили Самару. Этот элемент первый не потому, что в нем наибольшая экономическая целесообразность или больше всего объектов инфраструктуры под это заточено. Нет, этот элемент уникальности ближе всего самим самарцам. Такими — немного расслабленными, отдыхающими, живущими в свободной и спокойной неге — мы себя видим. Это, конечно, не только плюс, но и минус. Жизнь курорта не предполагает развития, динамики, движения вперед. Здесь всегда кольцевая: смена сезона на несезон, и опять наступает сезон. Для такой жизни есть прекрасная природа, Волга — самая живописная во всем своем течении, исторический пивной завод, самая длинная набережная и самые красивые девушки. Это все уже есть, и просто игнорировать нашу уникальность глупо. Хотя, конечно, город-курорт — просто миф. Мы очень хотим в это верить. И, зная природу человеческую, понимаем: нет ничего лучше для основы бренда, чем живучий миф.

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Элемент второй: уникальный город

Провинциальный модерн и русский стиль. Владимир Ульянов и Буратино, слава «русского Чикаго» да Фабрика-кухня, наконец, или пивной завод фон Вакано — история и культура Самары обязательно должны стать основой городского бренда. Здесь много сложных моментов и противоречий, явных и скрытых. Например, далеко не все жители города видят ценность в исторической застройке и совершенно равнодушны к сносу памятников архитектуры. Восприятие наследия очень неравнозначное даже со стороны тех, кто его призван охранять. Активисты считают, что нужно спасать средовую застройку, а чиновники уверены, что нужно сосредоточить усилия на конкретных выдающихся памятниках. Это, пожалуй, самый уязвимый элемент нашего бренда. Его уникальность под угрозой, и реновация старого центра, надеюсь, будет способствовать сохранению этой уникальности, а не дальнейшему разбазариванию. Пока в Самаре очень много и средовой застройки, и отдельных памятников. Историческое поселение в старой части Самары действительно сохранилось, мало таких исторических центров во всей России, не только на Волге. Но это ненадолго — если не предпринять жестких мер для его дальнейшего сохранения.

Элементы третий и четвертый: запасная и космическая столица

Эти части нашего бренда прекрасно зарекомендовали себя. Любой большой репортаж, видеоряд, развернутый сюжет про Самару обязательно демонстрируют ракету — один из символов города. Практически всегда упоминается бункер Сталина. Понимая всю важность и патриотическое наполнение этих элементов нашего бренда, нельзя забывать, что это вспомогательные элементы. Да, важнейшие, добавляющие такой уникальности, что никакому Нижнему не снилось…

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Но давайте представим себе мотивацию туристов, собирающихся в наш город. Вряд ли кто-то поедет специально ради ракеты или бункера, да и объектов по этим важным элементам у нас не так много. Но вот в качестве поддержки к недельному отдыху на Волге посещение подземелья и космического музея вполне могут выполнить роль аттракциона. Аттракцион — это просто элемент, привлекающий внимание. И, кстати, для проектов запасной столицы и космической столицы неплохо бы еще придумать аттракционов. Или начать использовать существующие. Например, в Самаре на аэродроме стоит один из трех сохранившихся самолетов Ту-144. Однако увидеть его можно, только заплатив 100 рублей сторожу аэродрома. Есть горизонт развития.

Элемент пятый: самарский миф

Его еще нет, он только в стадии формирования. Но можно сказать, что именно этот пятый элемент может завершить всю конструкцию и вдохнуть в нее жизнь. Мифология нашего города — это очень тонкий субстрат, который только-только формируется. Да, у нашего города длинная история. Но только сейчас предпринимаются первые попытки создать, например, литературный вариант мифа о Самаре. Да-да, речь идет о трилогии Андрея Олеха. Которая на самом деле даже не про Самару, а про Куйбышев. Как это ни странно, единственная удачная попытка создать локальный самарский миф — это «фураги». Не будем сейчас давать каких-либо моральных оценок этому явлению. Но ностальгический интерес, вызванный первоначально проектом с выпуском диска «фуражеских» песен, постепенно начал формироваться в нормальный культурный феномен. Возможно, что с романами Олеха «фураги» и Безымянка навсегда станут частью самарского мифа. Более древняя часть нашей истории, увы, такого интереса не вызывает. Но городской миф востребован. А значит, он рано или поздно появится. Или уже появился, но мы еще его не услышали?

[one_half]

О родине «Том Сойер Феста»

[/one_half]

[one_half_last]

Самое самарское. Внеисторическое поселение

[/one_half_last]

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Читайте также:

Город смыслов

Нужна ли Самаре реновация

Бренд Самары совершенно невозможно сделать успешным и привлекательным без большой работы по приведению этой самой Самары в привлекательный вид.

Город смыслов

Самое самарское. Открыть город

Да-да, можно предположить реакцию на заголовок: раньше был закрытый Куйбышев, потом его открыли, город снова стал Самарой. Все уже открыто, […]

Город смыслов

О родине «Том Сойер Феста»

Очень странно, что идея написать про «Том Сойер Фест» появилась так поздно, ближе к финалу нашего проекта «Самое Самарское».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации