В этом году руководители лаборатории «Молодая режиссура» — драматург Михаил Бартенев (Москва) и театровед и продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург) решили посвятить его работам постановщиков, пробовавших себя в лаборатории «Молодая режиссура». Поэтому в буклете фестиваля почти на каждого режиссера было собрано «досье» из эскизов, представленных в нашем городе.
На подведении итогов фестиваля критик Евгения Тропп высказала мысль, что театральный зритель рождается именно на спектакле для детей. В программу «Репки» вошли две постановки для зрителей младшего возраста: «Фабрика слов» и «Сын великана» московских театров имени Маяковского и «СНАРК». Если «Фабрика слов» — набор классических клоунских гэгов, выполненных под аккомпанемент живой музыки в полном молчании, то «Сын великана», напротив, — история, рассказанная Маргаритой Шиловой. Актриса, известная в Самаре ролями в театрах «СамАрт» и «Грань», при помощи простых подручных средств на глазах у маленьких зрителей создает чудесную историю о крохотном сыне великана, ставшем трубочистом. Ее актерская органика настолько всеобъемлюща, что способна вдохнуть жизнь в бумажные колпачки и куски ткани. Дети как завороженные следят за каждым ее движением, в результате этого взаимного энергообмена и рождается сказка.
Из этого волшебного мира детства маленьким людям рано или поздно предстоит перейти во взрослую жизнь. И судя по нескольким спектаклям «Репки», переход этот — вовсе не беззаботное путешествие. Наиболее ярко контраст между подрастающими и взрослыми представлен в «Отрочестве» тольяттинского театра «Колесо». Постановщик Евгения Беркович создает очень яркий визуальный ряд, в котором главный герой повести Льва Толстого «Отрочество» предстает белым пятном на черном полотне действительности. Его непокорные кудри, белая рубашка с жабо и детская непосредственность особенно ярко выделяются на фоне готического мира ужасных персонажей, почерпнутых из мирового собрания фильмов ужасов. Вампиры, упыри и прочие монстры выступают в роли самых близких для Коли людей — мамы, папы, брата и сестры, бабушки и друга. В реальной жизни подросток порой кажется окружающим грубым, агрессивным монстром, занявшим место любимого ангелочка-карапуза. Спектакль тольяттинского театра показывает ситуацию с обратной стороны — какими кошмарами наполнен его мир и какими чудовищами предстают перед ним взрослые. Театральный критик Владимир Спешков назвал Евгению Беркович бунтарем и посланцем подросткового мира на современной сцене. А специалист кабинета театров для детей, юношества и театров кукол СТД РФ Алексей Гончаренко отметил точность найденного ею ключа к тексту Толстого:
— Неспроста это история про смерть. Отрочество — это смерть детства. Своеобразная инициация.
Другие бунтари — из культурной столицы России — представили спектакль «Четырнадцать плюс», уникальный тем, что родился он именно в Самаре. Алексей Забегин и Владимир Антипов написали пьесу специально для лаборатории «Молодая режиссура» и создали по ней эскиз, который в дальнейшем перерос в полноценную постановку, вошедшую в репертуар Санкт-Петербургского «Этюд-театра». Алексей Гончаренко подчеркнул, что работа создана не в тюзе, а во «взрослом» театре.
Откровенный до остроты разговор со зрителем на «опасные» темы подростковой жизни вызвал бурную дискуссию среди зрителей и критиков. Представители одного лагеря благодарили театр за искренность, другого — упрекали за недостаток тактичности.
Еще одним будоражащим зрелищем стала розовая социальная трагикомедия «Строптивая» по мотивам комедии Шекспира. Выпускница мастерской Фильштинского Алессандра Джунтини представила свой взгляд на проблему существования женщины в жестоком «мире мужчин», где укрощение приравнивается к полному слому психики. Яркий визуальный ряд спектакля, действие которого разворачивается в сумасшедшем доме, наполнен множеством интересных деталей и считываемых символов: кислотно-розовые накладные ресницы покорной Бьянки, кроваво-красные рукава смирительной рубашки строптивой Катарины, устрашающе-грубые бутсы ее жениха… Однако увлечение формой не переходит у режиссера в анализ содержания, и спектакль производит впечатление обильно украшенной, но пустой коробки.
Более бережное отношение к тексту произведения демонстрирует Алексей Логачев — главный режиссер Саратовского тюза. В Самару он привез спектакль «Милый Сашенька» по роману Гончарова «Обыкновенная история». Одно из главных достоинств постановки — звучащий со сцены текст писателя «золотого века» русской литературы. Красивый и увлекательный, ироничный и психологически точный, он завораживает и заставляет потерять счет времени, в итоге три часа пролетают незаметно. Точное попадание исполнителя роли Сашеньки — Александра Степанова — в образ наивного и пылкого отрока играет злую шутку. Вместо холодного и циничного дельца, коим герой становится в финале романа, зрители видят грубую пародию — человека немного хамоватого и как будто слегка подшофе. Несомненный плюс «Милого Сашеньки» — оригинальная трактовка роли Адуева-старшего в исполнении режиссера-постановщика. Алексей Логачев наделяет Петра Ивановича энергией, юмором, чуткостью по отношению к близким и абсолютно современным обаянием. При том что это не преднамеренное назначение на роль, а вынужденная мера, на которую постановщик пошел в связи с уходом из жизни актера Ильи Володарского. К сожалению, Алексей Логачев не планирует сохранить постановку в таком виде, и спектакль будет снят из репертуара.
Насыщенная программа «Золотой репки» не позволяет рассказать обо всех спектаклях. Михаил Бартенев особенно отметил ее жанровое разнообразие, а многие гости фестиваля поблагодарили организаторов за экзотический восточный финал от двух китайских театров. Шанхайская труппа Куньшанской оперы показала свою трактовку «Стульев» Ионеско, а Школа исполнительских искусств Института коммуникаций провинции Хэбэй — кукольный спектакль «Маленький солдат Чжан Га». Несмотря на большой срез современных спектаклей для детей и подростков, главная заслуга «Золотой репки» все-таки не в подведении итогов, а в том, что специалисты в области культуры и образования исследуют происходящие в искусстве процессы и помогают ему двигаться дальше.
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев