КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Сегодня Куйбышевская железная дорога обслуживает 10 регионов — семь областей и три республики. А начиналось все в середине позапрошлого века, с ввода в 1851 году в эксплуатацию магистрали, соединившей две столицы.
— В 1866 году дорога Санкт-Петербург — Москва — Рязань вышла на станцию Ряжск с перспективой выхода на Саратов и Тамбов, — рассказывает директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. — Группа тамбовских предпринимателей во главе с Сергеем Башмаковым обращается к правительству с инициативой строительства дороги от Ряжска Рязанской губернии до Моршанска, что в Тамбовской. Разрешение было получено. В 1867 году Ряжско-Моршанскую дорогу сдали.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОСТ
Железная дорога вышла в азиатскую часть страны — это было большим достижением.
— Серьезным препятствием для стального пути стала Волга, — продолжает Менчик. — Только представьте: груз на паровозах довозили до реки, выгружали, на баржах летом и на санях зимой переправляли на противоположный берег и везли дальше. Поэтому было принято решение о строительстве моста.
Мост возводили по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского. На счету этого талантливого инженера более ста мостов, в том числе четыре — через Волгу. Наш строился четыре года, с использованием передовых технологий того времени. Грандиозное сооружение было сдано 30 августа 1880 года, к 25-летию царствования императора Александра II. Кстати, венценосная особа очень интересовалась ходом строительства, помогала средствами. Александровский мост тогда занимал по длине первое место в Европе и шестое место в мире. Именно он в дальнейшем определил направление Транссибирской магистрали.
За время своего существования Куйбышевская железная дорога 17 раз меняла границы и названия: она именовалась Ряжко-Моршанской, Моршанско-Сызранской, Самаро-Златоустской… Уже в 30-е годы ХХ века она стала называться дорогой им. В.В. Куйбышева, а с 1953-го — просто Куйбышевской.
О МУЗЕЕ
Музей истории Куйбышевской железной дороги — интереснейшее место. На площади в два гектара собрано множество уникальных экспонатов. Рядом с первым паровозом отца и сына Черепановых (1834 год) красуется последний паровоз Советского Союза — послевоенный П-36. За красную полосу вдоль корпуса его называли «Паровоз-генерал».
— Наш музей находится в Зубчаниновке, а ведь мало кто знает, кто такой Евгений Андреевич Зубчанинов, — говорит Юрий Менчик. — Будучи заместителем начальника Самаро-Златоустовской железной дороги, в начале XIX века он выкупил землю на месте нынешнего поселка, построил около тысячи дач, школу, больницу, почту, церковь. В 1910 году сюда пришел первый поезд… Хотим сделать и экспозицию, посвященную жизни и деятельности директора завода «Прогресс» Виктора Яковлевича Литвинова.
Предмет особой гордости хранителя музея — здание станции Дашково.
— Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова была одной из образованнейших женщин своего времени: переписывалась с Вольтером, дружила с Екатериной II, — говорит Менчик. — У ее отца были имения в Тамбовской и Пензенской губерниях. По названию имения одна из станций будущей Куйбышевской железной дороги была названа Дашково, в 1874 году построено здание вокзала. На одном из этапов реконструкции дороги здание определили под снос, но было решено перевезти его в наш музей. Благодаря этому мы сумели полностью воссоздать внешний вид и атмосферу станции позапрошлого века.
— Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
— Детская картинная галерея
— Секреты бункера Сталина
— Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
— Самарский епархиальный церковно-исторический музей
— Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
— Музей «Непокоренные»
— Музей истории Куйбышевской железной дороги
— Музей археологии Поволжья
— Музей модерна
— Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
— Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
— Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
— Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
— Культурно-выставочный центр «Радуга»
— Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
— Дом-музей М.В.Фрунзе
— Самарский музей фотографии «Фото-История»
— Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»
Экспонат
Экспонат
Экспонат
Комментарии
0 комментариев