Руководитель клуба «Отечество ГМК» Валентина Воронова: «Устами и глазами детей глаголет истина»

20.07.2017

51

Автор: Ирина Шабалина

Руководитель клуба «Отечество ГМК» Валентина Воронова: «Устами и глазами детей глаголет истина»

Старшее поколение Самары наверняка помнит о легендарном городском молодежном клубе ГМК-62. На волне знаменитой «оттепели» 60-х в него пришла молодежь не просто активная, а нестандартно мыслящая, энергично действующая, готовая в дискуссиях и делах отстаивать идеи нового времени. В их числе была и молодой врач Валентина Воронова. Сегодня она делится воспоминаниями с читателями «СГ».

— Кого из куйбышевцев ГМК-62 вывел на широкую дорогу известности?
— Лев Бекасов был первым организатором джазовых фестивалей. И со временем его имя стало широко известно. Прошло уже 24 фестиваля, сейчас в проекте 25-й. Но мало кто знает, что еще до ГМК в клубе имени Дзержинского были ребята, которые играли джаз. Обо всем этом подробно рассказали в своих книгах Владимир Лебедев и Игорь Вощинин. Первый джазовый фестиваль, кстати, проходил в тогдашнем ТЮЗе на улице Самарской. Гости города до сих пор удивляются, насколько разборчива наша джазовая публика. А ведь ее подготовили эти самые фестивали. Наш Леня Вохмянин, как известно, стал не только профессором, деканом музыкального факультета пединститута, но и автором гимна Самары. А тогда, в пору ГМК, он был в числе лауреатов конкурса молодых музыкантов имени Дмитрия Кабалевского. У меня лежит авторский экземпляр Лениного гимна Самары с подписью «Валентине Ивановне от воспитанника ГМК».
Константин Титов, экс-губернатор Самарской области, вышел из нашего гээмковского клуба «Колокол». В нем проводили диспуты на самые разные животрепещущие темы. Например: «Творчество бардов: искусство или кустарщина?» Спорили до хрипоты и до полуночи.

— Понятно, что клуб воспитывал и давал интереснейшее общение вам, его активистам. Но он открывал новые горизонты и перед теми ребятами, которые приходили на вечера, фестивали, диспуты…
— Мы выезжали с выставками, диспутами по всей области, «для идеологического и культурного воспитания молодежи». В Сызрань, Большую Черниговку, помню, я привозила музыкантов, которые исполняли песни из популярнейшего тогда фильма «Пусть говорят». А наша Нина Порываева читала стихи. Позже она вышла замуж за француза. Мы встречались с ней в Париже уже в 2002 году.

Очень тесная дружба завязалась с Анваром Бульхиным — тогда молодым директором завода кабелей связи. Мы привозили на предприятие выставки, проводили встречи работников с художниками, обсуждения актуальных тем. Кстати, обком комсомола время от времени приглашал членов ГМК-62 «на ковер». Вопрошал: «Почему у вас в клубе сплошные художники, барды, врачи, инженеры? А где же рабочий класс?» И у нас всегда был наготове член нашего клуба Юра Кондратьев. Заводской рабочий. Мы не афишировали, что он оканчивал вечернее отделение вуза. Позже стал директором школы. Получали мы и такие установки: «Почему на художественных выставках вы показываете только работы профессионалов? А где же самобытные художники-любители?» Я ездила на 116-й километр, на Сухую Самарку, в другие районы города. И мы сделали выставку работ художников-любителей. В общем, старались быть более дипломатичными, быстро реагировать на указания «сверху», но при этом в каждое событие вносили свежую струю. Например, после нашумевших куйбышевских концертов Владимира Высоцкого, чье песенное творчество в стране тогда замалчивалось, Аннета Басс, чтобы разрулить ситуацию, предложила: «А давайте сделаем выставку эстампов Владимира Ильича Ленина!» Шел 1970-й, год 100-летия вождя революции. Все получилось в кон, и графические работы нашли довольно интересные. А мы продолжали работать.

— Почему ГМК-62 оказался столь популярен? Ведь были же в городе и области клубы, кружки, секции, изостудии, молодежные вечера танцев — разве они не старались быть в русле времени?
— Все это, конечно, было. Но одно дело, когда клубы работают под копирку в официальном русле, где инициатива строго наказуема. А молодежи-то надо, чтобы все было необыкновенно! Например, только у нас можно было побывать на выставках художников, чье творчество не вписывается в официальные рамки. Или обсудить со знатоками тему «Новые возможности фотографии».

Только у нас был создан клуб «Граммофон». Юра Вечкапин работал редактором в Доме грампластинок на Молодогвардейской, и он вместе с Костей Титовым, Толей Беловым, Михаилом Александровым организовывал прослушивание редких записей. И настоящий старинный граммофон у нас там стоял. Я его выпросила у одной из своих пациенток. Пошли к ней домой вместе с членом нашего клуба Володей Пресняковым, а у нее дома — и рояль, и масса старых афиш, пластинок, которых на тот момент уже было не найти, в том числе гимн Российской империи «Боже, царя храни!» Мы эти раритеты принесли в экстравагантные интерьеры нашего клуба, где стены были оклеены кассетами из-под яиц, а на темном фоне штор красовались нашитые ярко-зеленые вытянутые кубы. Такова была дизайнерско-архитектурная мысль Славы Климова.

И в направлении самодеятельной песни, которое тогда стало сверхпопулярным, мы интересно работали. К нам приезжали барды, позже ставшие классиками: Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Юрий Визбор, Виктор Берковский, Борис Вахнюк. А знаменитую песню «Милая моя, солнышко лесное» Юрий Визбор посвятил конкретной куйбышевской девушке, очень красивой. Хотя официальная версия везде звучит другая.

В общем, в ГМК было все совершенно незарегулированно, нескучно. Потому и билетов на вечера часто было не достать. А билеты на все-все встречи стоили стандартно: доступный один рубль, ни копейки больше. И мы, члены ГМК, все организовывали в свободное от работы время — не за зарплату, а полностью на общественных началах, за идею. Материальной выгоды никогда не имели. Выгода была только одна — азартная, интересная, интеллектуальная команда, самый широкий круг общения.

— В конце июня в Самаре на доме №59 на улице Молодогвардейской торжественно открыли мемориальную доску, посвященную легендарному ГМК-62. Мероприятие приурочили к 55-летию создания клуба. Это событие широко отмечается по инициативе областной Общественной палаты и ветеранов ГМК. На торжестве не раз подчеркивалось, что это здание на Молодогвардейской стало родовым гнездом молодежных инициатив.
— Да, угол Молодогвардейской и переулка Специалистов (ныне улица Высоцкого), где на втором этаже много лет базировался наш клуб, во многом, без всяких натяжек, изменил жизнь города. Мы здесь жили, работали и творили чудеса. Сюда приходили самые энергичные, умные, заводные ребята и дев- чата со своими идеями, предложениями. Тут нам читал стихи Роберт Рождественский, тут мы встречали Владимира Высоцкого и еще многих-многих выдающихся личностей. Когда в начале 80-х годов власть приняла решение переселить нас в Дом молодежи, построенный на улице Аэродромной, запал стал быстро угасать. Время было уже не то, задачи перед нами ставились иные. А нас нельзя было подрубить, затолкать в какие- то рамки, потому что мы всегда из этих рамок вырывались. Да, не раз получали крепко за свою инициативу, но потом опять рвались вперед.

Как мы живем сегодня? Встречаемся, хотя иных уж нет, а те далече… Сейчас организуем вместе с Общественной палатой торжества по случаю 55-летия городского молодежного клуба — того, который нес ветер свободы и воспитывал нас, шестидесятников. Уже открыта выставка портретов Высоцкого. 25 июля откроется еще одна экспозиция, тоже о Высоцком. Будут демонстрация экспонатов из архивов членов ГМК, выставка художников, большой концерт в филармонии. Идей много. Так что увидимся!

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации