Галерея «Виктория» презентует совместный проект со столичным музеем современного искусства «Гараж»

Где и по каким законам развивается нынешнее неформальное искусство? Поиском его ячеек по всей России занялись молодые искусствоведы из московского «Гаража».
Это не только ведущий музей современного искусства в России, но и своего рода исследовательская лаборатория.

«Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000 — 2015» — так называется приехавшая в Самару экспозиция. Она включает в себя исследование деятельности более чем 60 арт-сообществ — из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Владикавказа и других городов и весей страны.

Кураторы выставки поясняют: начиная с 2000 года инициативы художественной самоорганизации, направленные на создание независимых некоммерческих пространств и событий, получают все более широкое распространение в России. Возникающие по воле художников уличные фестивали и квартирные показы, выставки в заводских цехах и подземных переходах отражают очевидное стремление молодых художников к автономии, к независимой от государственных или частных институций деятельности.

Искусствоведы стараются определить типы художественной самоорганизации, их стилистические особенности и региональную специфику. Объекты выставки — художественные коммуны и творческие мастерские, «квартирники», уличные ассамблеи. И даже шкаф, который одна из авторов превратила в мини-галерею.

В этот проект вошли самарские выставки актуального искусства «XI комнат», «Галерея одной работы» и проект «Лед». Анастасия Альбокринова, инициатор первой, постаралась собрать в галерее «Виктория» работы бывших участников арт-сообществ, подготовивших первые проекты современного искусства в Самаре. Александр Веревкин, Андрей Сяйлев, Константин Зацепин, Олег Елагин, Сергей Баландин, Анна Коржова и другие. Их произведения и сейчас неожиданны, порой вызывающи. Они хороши тем, что привлекают молодую публику в галереи, по-доброму встряхивают и «забронзовевших» коллег, тем самым способствуя обновлению художественной жизни города.

Вообще-то, концептуальное искусство — это своего рода занимательная философия. Разве мы не задумаемся над быстротечностью бытия, разглядывая кусочек красного асфальта, покрывавшего площадь Революции до капитального ремонта? Мы теперь ходим по плитке и не вспоминаем о том, что было частью жизни города всего несколько месяцев назад. Ах, как хрупка наша память, как хрупка окружающая нас действительность! Об этом напоминает бокал для красного вина, которым автор работы — Саша Зайцев заботливо накрыл этот, может быть, последний артефакт уходящей эпохи. Рядом на стене — масштабное черно-белое изображение этого камня на кальке. Таково аллегорическое изображение памяти, которая хранит лишь бесцветные оттиски воспоминаний о прожитом.

А «золотой метеорит» Алисы Николаевой? Он дает много пищи для размышлений о том, чем был и чем стал знаменитый челябинский феномен для многих наших соотечественников. Анастасия Альбокринова задумалась над тем, что такое быть и что такое казаться. Она увидела на улицах города множество рушащихся или недостроенных домов, покрытых строительной сеткой с изображением этих самых домов в отремонтированном или достроенном виде. А вот человек, часто ли он покрывает себя такой сеткой? И Анастасия доводит эту мысль до абсурда, разработав наряд с изображением желаемого облика человека, который запросто можно надеть, идя на работу.

Илья Саморуков заставляет зрителя задуматься о состоянии творческой жизни в Самаре, представив ее в виде черного ящика с надписью «Самонедостаточность». Однако заглянувшего внутрь зрителя ждет сюрприз — настоящая цветомузыка. Возможно, в небольших арт-сообществах города все же зреет художественный взрыв? 

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close