Без фальши и пафоса

28.04.2016

31

Автор: Татьяна Гриднева

Без фальши и пафоса

В залах Самарского художественного музея развернута экспозиция работ народного художника России Николая Новикова

Такое в наше время случается редко. Самарским музейщикам позвонил московский художник Александр Новиков и безвозмездно предложил работы отца — известного живописца Николая Федоровича Новикова. По словам заведующей научным отделом музея Светланы Шатуновой, сын не мог сделать ничего лучше для памяти отца, чем отправить его работы по музеям, где они не станут пылиться в запасниках, а будут напрямую «общаться» с теми людьми, о которых он вел рассказ на протяжении всей своей жизни в искусстве.

Тема творчества Николая Новикова — жизнь русской деревни. Он родился 22 мая 1922 года в деревне Острицы Можайского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Отец был кузнецом. Семью раскулачили, и Николаю, юность которого пришлась на суровые военные годы, пришлось многое пережить. Но спасало его увлечение — он с детства любил рисовать. Не хватало средств на материалы и времени на учебу, и он покрывал рисунками обрывки оберточной бумаги, копировал открытки. Когда Николай поступал в Московское художественное училище им. Сурикова, у него не было холста. Кто-то из знакомых принес ему лен, из которого шили наматрасники. Так что под красочным слоем его вступительной работы предательски просвечивали разноцветные полосы. В 1949 году Николай заканчивает учебу у таких великих педагогов, как Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Петр Кончаловский. Сразу становится членом Московского союза художников, начинает участвовать в художественных выставках. Персональные выставки проходили в 1977 году в Москве, Ленинграде, Пскове, Брянске, в 1978-м — в Горьком и Владимире. Умер художник 1 ноября 2013 года на 91-м году жизни.

Еще в советское время широкую известность имя Николая Новикова получило благодаря тематическим картинам. Полотна «В новом доме», «Дети войны», «Пусть войдут», «Брест живет», «Журавли» повествуют о трудностях войны, о быте русской деревни, о жизни крестьян. Но художник также много работал в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа.

Представителям Самарского художественного музея сын художника разрешил отобрать понравившиеся работы. И они выбрали около сорока картин разных периодов, чтобы они отражали эволюцию его творчества. Пожалуй, программным произведением в этой коллекции является автопортрет художника, носящий название «Время идет». Из зеркала в старинной раме глядит на зрителя стоящий в полный рост за мольбертом художник, вокруг — его любимые вещи: кавказский разноцветный ковер, гитара, посуда в хохломской росписи. А на первом плане — почерневшая фамильная икона да старенькие «ходики», явно снятые с бревенчатой стены отчего дома, упрямо отсчитывающие годы его жизни. По свидетельству сына, скромный и стеснительный в жизни, Николай Федорович Новиков не любил проявления фальши в искусстве. Он обожал народное творчество, сам неплохо пел русские народные песни и играл на гитаре. Поэтому музыка незримо присутствует во многих его работах, будь то «Старинный романс», изображающий принарядившуюся пару сельских музыкантов — гитариста и певицу, или молодые родители на картине «Страдания», несущие своего первенца из роддома: молодой отец на радостях растянул гармошку и поет частушки.

Без фальши и пафосаВременной диапазон представленных на выставке работ также велик: от 40-х до 90-х годов прошлого века. Художник прослеживает, как меняется деревенская жизнь. Взгляд его внимателен и полон любви и к вспоминающей о войне старушке, застывшей в молчании на фоне своей нищей хаты, и к усевшимся на завалинке деревенским ребятишкам, и к жителям Смоленщины, постепенно возвращающимся к мирной жизни. Одна из работ, изображающая зажигающую лампаду у домашнего киота пожилую женщину, называется просто: «21 сентября». Не все поймут, что это за дата. А ведь это день рождения Богородицы, заступницы многострадального русского народа…

Полотна, написанные неяркими красками, крепкими, широкими мазками, формирующими объемы предметов, тем не менее сродни произведениям импрессионистов. Они полны игры света и тени, наполнены воздухом и хорошо передают различные состояния природы. Зритель полностью погружается в атмосферу его картины «Утро туманное», ощущает, как багровеет закат на полотне «Россия», и ожидает, что буквально через минуту на спешащих закончить полевые работы сельчан на картине «В вечерних лучах» опустятся сумерки. В пейзажах художника звучит и музыка — в них есть чисто новиков-ская музыкальность, своя, особая тональность.

Выставка продлится до 22мая. (0+)

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации