От утопии к игре

14.07.2015

66

Автор:

От утопии к игре

Российский андеграунд из фондов художественного музея

В Мраморном зале художественного музея открылась обширная выставка классиков российского андеграунда «От утопии к игре».

Как заметил куратор проекта Константин Зацепин, идея выставки — показать путь российского искусства от героически искреннего пафоса авангардной утопии 1960-х к ироничной постмодернистской игре рубежа XX и XXI веков. Экспозиция делится на четыре блока, каждый из которых соотносится с определенной эстетической концепцией. Она открывается творчеством практиков и теоретиков нефигуративного искусства Элия Белютина и Юрия Злотникова, а также экспрессиониста Анатолия Зверева. Каждый из них — автор-одиночка, стремившийся разработать и воплотить свой уникальный язык, систему художественных кодов. Юрий Злотников — представитель «аналитического» абстракционизма. Пространство, форма, цвет, движение, ритм — центральные темы художника. Его серия «Сигнальная система» (1957-1962) считается едва ли не самым значительным явлением российского послевоенного абстракционизма. В экспозиции представлены две работы художника, подаренные им музею после первой в Самаре персональной выставки, проведенной в 2013 году.

К следующему блоку можно отнести творчество Леонида Сокова — одного из ярких представителей жанра соцарта. Две его крупноформатные работы поступили в музей в 1995 году из коллекции Инкомбанка. Соцарт меняет «мертвый» язык социалистического реализма, помещая его клише, образы и символы в новый контекст, тем самым создавая иронический подтекст, порой доводящий до гротеска. К примеру, на полотне «Герб» изображен типичный русский пейзаж с лесами и речкой. Однако размещенный в верхнем левом углу герб СССР рождает определенный диссонанс в восприятии типичного, привычного для зрителя.

От утопии к игреВ следующем разделе можно увидеть большое число представителей «петербургской линии», подражающих европейскому модернизму. Многие из них тяготели к наиву, примитиву. Художникам этого направления зачастую свойственен антиинтеллектуализм, саморефлексия и полное отсутствие иронии. Среди них — Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Арон Зинштейн, Геннадий Устюгов.

И, наконец, четвертый блок включает работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Константина Звездочетова и Валерия Кошлякова — художников, чье становление пришлось на девяностые-нулевые годы. Их картины поступили в музей с Венецианской биеннале 2003 года и были представлены зрителям единственный раз в 2004 году. Авторы заново обращаются к живописи, к картине как посреднику. В их работах видна постмодернистская игра, ирония, подтекст. К примеру, Валерий Кошляков для своих работ использует бросовый материал — гофрокартон, на котором он изображает старинные здания, своды, арки. В работах дуэта Виноградова-Дубосарского видна отсылка к массовой культуре, рекламе, глянцу. Они изображают эйфорию и вечный праздник в ярких красках в большом формате, используя уже отжившие образы, тем самым критикуя современную им эпоху потребления. Основатель арт-группы «Мухоморы» Константин Звездочетов заимствует в своих картинах эстетику советского плаката, исследуя российскую «низовую культуру» в типажах и образах.

Выставка продлится до 30 августа. Художественный музей, ул. Куйбышева, 92.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации