Пусть говорят

16.10.2014

28

Автор: Юлия Жигулина

Пусть говорят

Гласность — одна из действенных мер в борьбе с коррупцией

Утвержденный Президентом РФ Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы — это еще один документ, который определяет работу каждого профильного ведомства. Так есть ли способы борьбы с привычной формулой «дать, чтобы быстро решить вопрос»? Об этом мы поговорили с экспертами в рамках круглого стола «СГ».

Вячеслав Деменко,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ДЕПАРТАМЕНТА ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. САМАРА 

Виктор Полянский,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУДЕБНЫМИ И СИЛОВЫМИ ОРГАНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Татьяна Братчикова,
ДЕПУТАТ ДУМЫ Г.О. САМАРА, ЧЛЕН СОВЕТА САМАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ»

Александр Барышев,
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ

 


Пусть говорятВячеслав Деменко:
Это стратегический документ, который включает комплекс мероприятий по всем направлениям антикоррупционной политики. Я бы выделил следующие нововведения в принятом плане. Первое -это создание автоматизированной системы мониторинга сведений о доходах и расходах, которые должны подавать должностные лица и депутаты. Сейчас эти документы подаются в бумажном виде, требование времени -усовершенствовать данный процесс. Это позволит усилить функции контроля и проверки подаваемых данных компетентными органами. Кроме того, Банку России поставлена задача наладить систему сбора информации о различных вкладах и счетах высшей категории должностных лиц в зарубежных банках. Одним из главных приоритетов становятся как ликвидация правовой безграмотности населения в сфере борьбы с коррупцией с максимальным включением самых широких кругов общества и бизнеса, так и общее профессиональное антикоррупционное просвещение. Так, в двух российских вузах (Российской академии народного хозяйства и государственной службы и Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ) будут открыты специальные курсы. Вузам, которые готовят бакалавров по специальности государственного и муниципального управления, также предписано включить в программу обучения подобный курс. Еще один важный момент -Правительству РФ и президиуму совета по противодействию коррупции при Президенте РФ поручено разработать законопроекты по защите заявителя о факте коррупции. Отдельным пунктом в Национальном плане упоминаются Крым и Севастополь как новые субъекты нашей страны.

 
 

Пусть говорят  

Пусть говорятВиктор Полянский: Этот план действительно продолжает предыдущие документы. Есть в нем определенные новшества и требования, которые направлены на совершенствование методов и способов контроля за финансовой деятельностью государственных и муниципальных служащих, должностных лиц. Ведь именно они и являются той средой, где появляются коррупционные моменты. Но, на мой взгляд, есть в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы пункты, которые требуют доработки. Например, мало ввести курс по изучению антикоррупционного законодательства только на управленческих факультетах. Думаю, их было бы полезно включить в программу и у юристов, поскольку они тоже могут поступать на государственную и муниципальную службу. Кроме того, было бы полезно расширить возможности тематического просвещения населения. Есть госструктуры, которые могут проконсультировать людей по тому или иному в опросу. Но в основном горожане обращаются за юридической помощью, не имеющей отношения к коррупционной составляющей. На мой взгляд, должна проводиться точечная работа по продвижению результатов удачного пресечения коррупционных ситуаций, особенно на уровне федеральной государственной и региональной власти. Причем к каждой категории граждан нужно искать разные способы передачи этой информации. Ведь сейчас отношение к взяткам у нас, мягко говоря, равнодушное, а многие и в принципе искренне не понимают, как можно «быть у воды и не напиться».
 
«СГ»: Татьяна Константиновна, к вам как к депутату обращаются за консультацией по вопросам, связанным с коррупцией?
 
Пусть говорятТатьяна Братчикова: С подобными вопросами жители к депутатам не приходят вообще. Хотя это одна из самых обсуждаемых нашими людьми тем. Нормативная база для решения проблемы есть. Она постоянно обновляется и совершенствуется. Но эти законы не доводятся до рядовых граждан, и не созданы условия, чтобы горожане сами начали ими интересоваться. Конечно, правовая культура самарцев возрастает. Но граждане все равно приучены к тому, что для успешного решения того или иного вопроса проще отдать какую-то сумму, чем получить на одном из этапов отказ и через суд добиваться его обжалования. Эта практика складывалась десятилетиями и глубоко «въелась под кожу». Поэтому, на мой взгляд, одних законов мало. Нужно создать условия, чтобы эти законы исполнялись, чтобы виновные несли реальное наказание, и об этих примерах не умалчивать.
 
Еще один момент, на который я хотела бы обратить внимание. Люди понимают, что есть законы. Но, по их мнению, они работают только в отношении низшего звена чиновников. А вот высший уровень, где крутятся миллионы рублей, для законов все еще недоступен. И это население, безусловно, раздражает. На мой взгляд, после принятия таких глобальных нормативных документов, как Национальный план, следующим шагом должно быть внесение изменений в ряд других законов. Поясню на примере. Допустим, нужно оформить документ в государственном учреждении. Зачастую у людей на это уходят месяцы и даже годы, и только какая-либо стимуляция служащего, от которого зависит процесс, может сократить этот срок. Сейчас это даже не воспринимается как коррупция. В такой ситуации, я считаю, было бы правильно свести на нет временные процедуры и повысить степень ответственности должностных лиц за нарушение прописанных законом сроков. За каждой задержкой должно появиться выяснение: почему сроки нарушены, где блуждали документы и почему ими никто не занимался? Когда такие мелкие, но распространенные ситуации будут пресекаться на корню, тогда и коррупция начнет отмирать. Ускорить этот процесс может и электронный документооборот, который нужно повсеместно развивать.

В.П.: А есть и политическая разновидность коррупции. Начинается она еще с момента выборов. Когда на выкупленное заранее место (а бывает и такое) приходит депутат, он начинает лоббировать интересы той или иной коммерческой структуры, которая его поддержала. Но в США, например, есть закон о лоббировании: избиратели знают, от кого зависит тот или иной кандидат, а значит, могут самостоятельно разобраться в его мотивации, в частности, почему он поддерживает те или иные интересы. У нас же такого правового акта нет, хотя очень многие чиновники зависят от кого-то.
 
«СГ»: Вы признаете, что о коррупции в основном люди говорят между собой. Изменится ли ситуация, если эта тема получит массовое обсуждение: в школах, вузах, в средствах массовой информации?
 
В.П.: На мой взгляд, нужно не только воспитывать людей и приводить примеры, как делать нельзя. Но и прибегать к наказанию. Методы есть разные: убеждение, поощрение и наказание. Мы многое делаем для убеждения, мало для поощрения и меньше всего для наказания.
 
Т.Б.: Но наказание должно быть разумным. От того, что коррупционер просидит десять лет в тюрьме, пользы никому не будет. А вот если он возместит ущерб, выплатив растраченные миллионы, люди станут иначе воспринимать всю систему.
 
В.П.: Совершенно с вами согласен. Но вот парадокс. Раньше в Уголовном кодексе конфискация имущества была прописана как мера уголовного наказания. Сейчас же это считается особой мерой уголовного преследования и используется не так часто. В итоге нарушители чувствуют себя достаточно вольготно, оформляя часть имущества на близких родственников и членов семьи, а сами находятся в статусе «церковной мыши». Хотя в то же время усилены экономические меры борьбы с коррупцией: штрафы увеличены в разы — в зависимости от суммы взятки и прочих факторов. Но зачастую выплатить штраф не представляет для нарушителей особого труда.
 
«СГ»: Есть еще такой сдерживающий, на наш взгляд, момент — безопасность заявителя. Когда человек сообщает о факте коррупции на работе, например, есть ли у него гарантии, что он не лишится ее, как только начнется разбирательство или когда оно закончится лишь штрафом для нарушителя?
 
В.Д.: Механизм защиты в подобных ситуациях необходим. И Национальный план конкретно ставит задачу по разработке этих юридических норм. Причем вопрос этот очень тонкий. Нужно предусмотреть все варианты: кто будет заявителем (государственный, муниципальный служащий или просто рядовой гражданин), предложили ли ему взятку или он сам вымогает какую-то сумму за исполнение своих непосредственных должностных обязанностей и т.д.
 
Т.Б.: Даже если у нас будет нормативная база по защите, нельзя забывать о морально-этическом аспекте. Ведь заявитель автоматически становится изгоем в обществе. Не все смогут понять, почему он пошел и рассказал о факте взяточничества. Нужно полностью изменить сознание людей, чтобы подобные поступки воспринимались как правильные, а не как какое-то нарушение общепринятых норм. Это уже глубинные, воспитательные процессы. Нужно стремиться к формированию сообщества с едиными целями, причем делать это нужно с детства, прививая подрастающему поколению нормы поведения, культуры. Переломить это сознание сейчас очень сложно. Ведь равнодушное отношение к коррупции формировалось десятилетиями.
 
«СГ»: В Нацплане есть формулировка, что общественные организации и политические партии должны принимать деятельное участие в том, чтобы у людей не возникало желания дать взятку или воспользоваться своим служебным положением ради выгоды. Но как это сделать?
 
В.П.: Летом вступил в силу Федеральный закон об основах общественного контроля. В нем предусматривается контроль за органами исполнительной власти. И в рамках этого документа общественные объединения, советы должны будут использовать установленные и вырабатывать иные способы и методы общественного контроля, указывать на соответствующие нарушения коррупционного характера. Без вмешательства в оперативную деятельность, конечно же. И в этом случае, на мой взгляд, большую роль будут играть как раз средства массовой информации. Особенно если информация будет предоставляться аргументированная, без каких-либо компромиссов. Правоохранительные органы же, в свою очередь, обязаны тщательно проверять все обнародованные случаи. Если власть будет реагировать на информационные сообщения СМИ, то роль последних в глазах людей будет возрастать. И к ним будет больше доверия, а значит, они смогут в большей степени выполнять воспитательную функцию.
 
Т.Б.: Гласность всегда была мощным орудием воздействия, особенно в советское время. И восстановить эту практику было бы полезно.
 
Пусть говорятАлександр Барышев: Борьба с коррупцией — это двухстороннее движение к результату. И важнейшим, на мой взгляд, фактором является обратная связь с теми, ради кого господа чиновники и находятся на своих местах. Частое забвение этого факта и приводит к ощущению «свободы» от народа, избирателей, клиентов, пользователей услуг. Это позволяет им уходить в отрыв, как кажется, надежный. Наша задача, на мой взгляд, сделать так, чтобы больше было возможности контролировать не бухгалтерию или документы, а то, как должностные лица реально выполняют свои прямые обязанности. В этом один из ключей к решению проблемы.Пусть говорят
 
Что же касается огласки, то Самарская областная организация Союза журналистов России уделяет большое внимание работе по борьбе с коррупцией, бюрократизмом и другими негативными явлениями в жизни общества. Стимулируя областных журналистов к написанию материалов на эти темы, правление Союза уже много лет проводит конкурс на лучшие материалы «С открытым забралом». Сейчас он носит имя Валерия Иванова, главного редактора газеты «То-льяттинское обозрение», трагически погибшего в 2002 году. В журналистском сообществе данная премия считается одной из самых престижных.
 
Пусть говорятСтимулирующим фактором для журналистов в написании материалов на тему борьбы с коррупцией является и ежегодный конкурс «Честное слово», который Союз журналистов проводит совместно с уполномоченным по правам человека в Самарской области.
 
Многие руководители областных, городских и районных СМИ входят в состав общественных советов силовых ведомств. В целях противодействия коррупции многие издания публикуют материалы прокуратуры и других ведомств о фактах выявления и наказания коррупционеров, о работе «горячих линий», разъяснения профилактического характера, правовые консультации по этой теме.
 
«СГ»: На ваш взгляд, меняется ли сейчас ситуация в лучшую сторону?
 
В.П.: Безусловно. Еще несколько лет назад, когда получить место в детском саду было практически невозможно, их заранее выкупали для детей, которые только родились. Сейчас городские власти нашли решение этой проблемы. Количество мест увеличено, усилен и контроль за очередностью. Это приводит к тому, что коррупционная составляющая постепенно будет исчезать.
 
В.Д.: Поддержу коллегу. Где есть дефицит или какая-то проблема — процветает злоупотребление. Но сейчас очередность в детские сады или на получение жилья становится электронной. И передвинуть в ней кого-то просто невозможно. На это направлен и общественный контроль за деятельностью городских ведомств, наиболее подверженных коррупционным рискам, в том числе и в вопросах освоения бюджетных средств при исполнении муниципальных программ, обеспечения прозрачности механизма переселения граждан из аварийного жилья. Кроме того, теперь муниципальные услуги оказываются через МФЦ, принцип работы которого исключает непосредственный контакт чиновника с получателем услуги.
 
Пусть говорятТ.Б.: Когда молодежь пойдет во власть не ради личной выгоды, а для того, чтобы сделать что-то значимое для всего города, региона или страны, принести пользу, тогда и само понятие коррупции, на мой взгляд, исчезнет полностью.
СПРАВКА "СГ":
 
За первую половину 2014 года в городской департамент по вопросам общественной безопасности и контроля поступило 79 устных и письменных обращений граждан. С тревожными сигналами самарцы обращаются по «телефону доверия» и в ходе выездных приемных в районах города, через социальные сети и средства массовой информации. В основном обращения связаны с бытовой коррупцией, бездействием или превышением должностным лицом своих полномочий.
 
Пусть говорятПо «телефону доверия» и через аккаунт департамента в социальной сети «Твиттер» поступило 47 сигналов с фактами коррупционной направленности, результатом проверки которых стали предупреждения, выговоры и штрафы, а также увольнения чиновников и служащих. Материалы направлены в прокуратуру Самары.
 
«Телефон доверия»
(в отношении противоправных действий должностных лиц администрации г.о. Самара, а также должностных лиц муниципальных предприятий) — 337-36-26.

Читайте также:

Пресс-центр

Пресс-конференция на тему  «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против мифов»

3 сентября, в четверг, в 12.00 в пресс-центре «Самарской газеты» состоится пресс-конференция на тему «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации