«Не музейный» формат

08.07.2014

83

Автор:

«Не музейный» формат

Самарские художники на европейской биеннале «Манифеста 10»

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений» при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, вошедшая в параллельную программу «Манифесты 10». Среди участников «Не музея» — самарские художники Андрей Сяйлев, Роман Коржов, Александр Веревкин, Олег Елагин, Сергей Баландин.


Как это обычно бывает, помимо основной программы в любой биеннале существует и параллельная. «Манифеста» не стала исключением. Площадки, альтернативные главному проекту в Эрмитаже, были разбросаны по всему Петербургу. Одной из них стал самарский проект «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений». Его куратором выступил Владимир Логутов. По сути выставка самарских художников стала промежуточным итогом размышлений арт-группы «Лаборатория», куда, помимо самого Логутова, входят также художники Андрей Сяйлев и Олег Елагин, а также кураторы и арт-критики Константин Зацепин и Илья Саморуков. На эстетической «кухне» «Лаборатории» рождается немало интересных идей и проектов, связанных с самой природой искусства и способами его воздействия на зрителя.

Площадкой для выставки стало пространство бывшей поликлиники, ныне реконструируемое под отель. Облезлые потолки и бетонные, грубо покрашенные серые стены как нельзя лучше соответствовали «не музейному» пафосу проекта. В выставке участвовало множество художников из Москвы и России, но отдельно стоит рассказать про ее самарскую часть.
На лестнице посетителя встречала коллективная работа художников «Лаборатории», представлявшая собой звуковое сопровождение — через микрофон в помещение транслировались звуки улицы, причем звучали они сильнее, чем на самой улице.

Александр Веревкин разместил в зале свои небольшие по формату абстракции, которые каждый посетитель выставки мог снять со стены и забрать себе совершенно безвозмездно. По словам автора, вся его работа строится как сопротивление продажности искусства.

«Не музейный» форматАндрей Сяйлев занял сразу несколько помещений. В его часть экспозиции вошли картины, единственным изображением на которых была надпись, сообщающая их размеры, а также холсты, в точности подогнанные под размеры стен, на которых они размещены. Еще интереснее смотрелись работы, обыгрывающие само недостроенное, «не музейное» пространство здания, в котором проходила выставка, — например, на грубо заштукатуренной стене выделялся отшлифованный художником белый прямоугольник — «картина», а на нише в бетоне на другой поверхности им были нарисованы искусственные тени — такие работы зрителю нужно было отыскать самому.

Ранее выставлявшаяся работа Романа Коржова «Только для персонала» представляет собой массажное кресло, в котором отдыхал настоящий охранник выставки.

Художник Олег Елагин, который обычно работает с видео, на сей раз решил изменить привычную практику — его зал имитировал покинутую квартиру, от жизни в которой остались только обои на стенах и следы от якобы висевших там картин.

Интересен был зал, посвященный «наивным» художникам. Здесь демонстрировалось слайд-шоу работ так называемого анонимного художника, якобы живущего в Самаре. Уже второй год подряд этот неизвестный автор оставляет на улице Ленинградской разнообразные предметы — своего рода арт-объекты: книги, ботинки, сервиз и многое другое. Вопрос «что это было — сознательный жест художника или просто выброшенный хлам?» — остается открытым… Рядом с ним органично смотрелась импровизированная витрина, сделанная москвичом Алексеем Калимой «Музей ненужных вещей», — найденный хлам от игрушек до бутылок, расставленный художником в виде неких натюрмортов. А рядом на стене разместилась работа питерской художницы Леры Лернер — карта обитания «городских сумасшедших» Петербурга, каждый из которых знаменит каким-нибудь жестом, например, приделыванием кружевных вышивок на городские заборы.

Участникам «Лаборатории» было интересно показать искусство, которое вынуждает зрителя быть активным, включаться в процесс сотворчества, делать усилие, интересно все, что может изменить окружающую действительность.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации