«Солнцу красному слава! Князю Игорю слава!»

24.02.2011

29

Автор:

Четвертая постановка известной оперы на самарской сцене удалась

Премьеры ждали в Самаре, по-моему, ничуть не меньше, чем открытие после серьезной реконструкции самого здания театра оперы и балета. И вот один «пробный» и два первых спектакля сыграны. Опера получилась монументальной, как памятник, и по- современному зрелищной. И глаза, надо сказать, радовались больше, чем уши. На генеральной репетиции »Князя Игоря» побывал корреспондент «СГ».

…ЗАНАВЕС раздвигается, и на сцене – княжество Иго­ря. Могучие дубы, белокамен­ная церковь, площадь, пол­ная бояр. «Солнцу красному слава! Князю Игорю слава!» – громогласно начинает хор. Зал встрепенулся: давнень­ко стены театра не слышали этих звуков. «Солнечное зат­мение» – первый «выход» на сцену художника по свету. Со­временные технические воз­можности позволили зрителю поверить в то, что происходит на сцене.

Игорь (Василий Свят­кин) уезжает воевать. Князь Владимир Галицкий (Алек­сей Знаменский) ощущает се­бя хозяином, закатывает пир на весь мир. Эту сцену режис­сер Юрий Александров сделал особенно яркой. «Ну любит русский народ выпить… Но мне не хотелось делать сцену с Галицким попойкой, – по­делился с прессой режиссер. – Поэтому я придумал Маслени­цу. Красивый русский празд­ник: снег идет, ряженые…». Особо эффектно выглядело то, что князь Владимир въез­жает на сцену в настоящих са­нях.

А Игорь тем временем у хана в плену. Декорации буд­то одним движением меняют­ся, и мы оказываемся в поло­вецком стане. Вместо церк­ви на фоне – деревянные язы­ческие тотемы, зловеще алым светится сцена. Хан (Георгий Шагалов) уговаривает князя остаться, дарует ему и коня, и оружие, но тот непреклонен. Арию князя Игоря с нетер­пением хотелось услышать. Но…«О, дайте, дайте мне сво­боду!» — только и удается ра­зобрать. Звук будто не долета­ет до партера, теряясь где-то в глубине сцены… Неспециали­сту трудно понять, с чем свя­заны недостатки акустики, но очень жаль, что изумительны­ми голосами солистов не уда­лось насладиться в полной ме­ре.

Развлечь князя хан реша­ет плясками и песнями не­вольниц. Хрустально звенит хор очаровательных молодых девушек: звучит всем знако­мая «Улетай на крыльях ве­тра…». В это время на сцене появляются артисты балета. Они увлекают зрителей сво­ей игрой в круговорот эмоций. Ярко и динамично исполняют партию и стремительно уда­ляются.

Плач Ярославны до за­ла тоже «не долетел». Лия Га­бриелян вздымает руки к небу, прося помощи в возвращении мужа у ветра и солнца. Хоть слова и потерялись где-то, струны каждой души смогла тронуть актерская игра Лии.

Финальная сцена – воз­вращение Игоря – одна из са­мых многочисленных. На сце­не появляются и самые ма­ленькие артисты труппы. Ма­лыши в белых одеждах дарят счастливым Игорю и Ярослав­не белые цветы как символ чистоты и новой жизни. Как надежду на светлое будущее. «Солнцу красному слава! Кня­зю Игорю слава!». Занавес.

«Солнцу красному слава! Князю Игорю слава!»

Читайте также:

Культура

Премия Головкина. Начало

Почему она может стать главной и самой представительной