Культура

История любви между XIX и XX столетием

Семь причин сходить на спектакль «Поединок»

В театре «Камерная сцена» состоялась премьера спектакля «Поединок» по одноименной повести Александра Куприна. История о любви и жизни «маленького человека» разворачивается в маленьком военном городке начала ХХ века. Спектакль получился настолько гармоничным и целостным, что хочется говорить только о его достоинствах.

1. Текст Александра Куприна.
Режиссер Софья Рубина не первый раз берется за постановки по «поэтичной» прозе. В репертуаре театра уже есть спектакли по произведениям Набокова и Бунина. В собственных инсценировках постановщик старается перенести образное, красивое, поэтичное слово на сцену, преобразовать его в визуальные метафоры и диалоги. В «Поединке» на первое место выходит внутренний монолог главного героя. Его рассуждения о жизненных победах и поражениях, по-детски наивные надежды и самообман кажутся понятными и близкими, несмотря на вековой промежуток между им и нами.

2. Прикосновение к литературе XIX века.
Куприн, живший на рубеже веков, в своем творчестве продолжает темы величайших писателей — Гоголя, Достоевского, Толстого. «Маленький человек» и страдания чистой души, не имеющей силы вырваться из грязи окружающего мира, в творчестве Куприна проступают более остро и безысходно, чем в произведениях его гениальных предшественников. И в отличие от Достоевского Куприн не дает нам образца чистоты и нравственности, обращая все внимание на внутренний мир неидеального человека, существующего рядом с нами и в нас самих.

3. Атмосфера пограничного времени XIX и XX веков.
Как люди жили, как тонко чувствовали… В захудалом военном городишке, из вязкой рутины которого мечтает вырваться каждый персонаж, проходят офицерские рауты, пусть провинциальные, но балы («балки», как их называет главная героиня). Лариса Ляпунова чарующе поет романс «На заре ты ее не буди», а герои постоянно спорят о вопросах чести — кажется, остальные их и не сильно заботят. Но нам, осведомленным жителям XXI века, чудится в атмосфере какое-то зловещее предзнаменование… Уже близится Первая мировая война и революция.

4. Костюмы Ольги Никифоровой.
Конечно, не на одинаковые скучные шинели хочется смотреть в этом спектакле. Прекрасные наряды дам — шикарные платья в пол и непрактично большие роскошные шляпы хочется рассматривать долго-долго.

5. Дуэт Евгения Клюева и Руслана Бузина.
Два ведущих артиста театра «Камерная сцена» не впервые составляют дуэт, где Руслан Бузин воплощает харизматичность и экспрессию, а Евгений Клюев — душевность и глубину. Не стал исключением и «Поединок». Наблюдать за парными сценами подпоручика Ромашова (Евгений Клюев) и поручика Назанского (Руслан Бузин) одно удовольствие — привыкшие к партнерству и «чувству локтя» актеры проявляют новые грани взаимоотношений героев.

6. Владислав Метелица.
Заслуженный работник культуры РФ Владислав Метелица — украшение любого спектакля. Мощный, достоверный в каждой эмоции на сцене — от гнева до нежности, он запоминается в каждой роли. Полковник Шуль-гович в его исполнении органичен и в военной муштре, и в грозном «рычании» команд, и в сочувствии к подчиненным, и в инстинктивном желании поддержать слабого. Конечно, хотелось бы увидеть его среди центральных персонажей, но этот пример ярко доказывает, что маленьких ролей не бывает.

7. Комические образы.
Пожалуй, ничто так удачно не оттеняет душевные переживания главного персонажа и череду его неудач, как ненавязчивые комические персонажи. Ревнивая и нелепая провинциальная «вамп» Раиса (Татьяна Каррамова), смешной и жалкий рядовой Хлебников (Артур Быков), добродушный и неуклюжий денщик Гайнан (Егор Злыгостьев) помогают создать другой — юмористический — ракурс спектакля, делают его более многогранным, живым.

Метки

По теме

Газета

Приложение