Руководитель СУ СК по Самарской области Павел Олейник: «В 2025 году было раскрыто 100 % тяжких и особо тяжких преступлений»

15.01.2026

Loading

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Руководитель СУ СК по Самарской области Павел Олейник: «В 2025 году было раскрыто 100 % тяжких и особо тяжких преступлений»

15 января отмечается День образования Следственного комитета России. Он был создан 15 лет назад указом президента России. Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области, генерал-майор юстиции Павел Олейник к знаменательной дате рассказал о своей карьере в ведомстве, подвел итоги работы за 2025 год и обозначил задачи на ближайшую перспективу.

— Павел Михайлович, вы получили назначение на должность более полугода назад. До этого кресло руководителя оставалось вакантным около полутора лет. Как вы восприняли этот новый вызов в вашей службе?

— Самарская область — большой субъект, социально и экономически активный регион, развитый и в промышленном плане, у людей здесь активная гражданская позиция. Поэтому возникает много вопросов и проблем в разных сферах деятельности. Я назначен сюда, чтобы чиновники не воровали, а люди, которым необходимы помощь, поддержка, получали их.

Защита прав граждан — это первостепенная задача всей правоохранительной системы в целом. Неотвратимость наказания, помощь гражданам — это два главных принципа в моей работе, которые я требую соблюдать от подчиненных сотрудников.

— Как складывалась до этого ваша карьера? И почему вы решили когда-то, что будете заниматься следствием?

— Труд следователя близок мне тем, что в этом реальная помощь людям. Мой отец — офицер, и все предки тоже служили. Поэтому я и выбрал работу в правоохранительной системе, окончив Саратовскую государственную академию права. Во время практики познакомился с одним следователем по особо важным делам. Он еще больше заинтересовал меня будущей работой. Моя карьера в правоохранительных органах началась в 2005 году на должности старшего следователя в городе Хвалынске Саратовской области. Затем — служба в Москве, Нижегородской области, Санкт-Петербурге. Перед назначением в Самарскую область я пять лет работал первым заместителем руководителя следственного управления СКР по Татарстану. Среди направлений, которые курировал, были и налоговые преступления. Постепенно мы достигли больших результатов в их выявлении и расследовании, стали одними из лучших в стране.

Сегодня, оглядываясь назад, я ни разу не усомнился в своем правильном выборе. Быть следователем — это не просто профессия. Это призвание, требующее постоянного развития, ответственности.

— После вашего назначения строились предположения, как оно повлияет на кадровую политику регионального управления СК, как изменится его личный состав? Вскоре стало известно, что пост первого зама занял Михаил Ламонов. До этого он был заместителем руководителя ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу. Сейчас ваша команда сформирована?

— Я нацелен на то, что перемены — это все-таки к лучшему. Служба в правоохранительной системе — круглосуточный труд, ответственность, и не каждый может выдержать такие нагрузки. В регионах, где я работал, мне везло с коллегами. Самарская область — не исключение. Здесь достойная команда. Вместе с тем есть сотрудники, которые не справлялись, и пришлось принимать кадровые решения. Но ничего глобального после моего прихода не случилось. Считаю, коллеги, с которыми мы сейчас идем бок о бок, — профессионалы, достойные уважения и похвал. Самарские следователи — люди, которые понимают, что такое честь, долг, и полностью выкладываются на службе.

— Вы упомянули, что в Татарстане курировали направление по налоговым преступлениям. В том числе это было и громкое дело директора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, который имел многомиллиардный долг по налогам. Значит ли это — берегитесь злостные неплательщики в Самарской области?

— Это одно из наших приоритетных направлений. В 2025 году в регионе мы помогли вернуть в бюджет более 3,5 млрд рублей налогов. Подчеркну, у нас нет задачи отправить предпринимателей за решетку. Наша главная задача — вернуть в бюджет денежные средства, полностью возместить ущерб.

— Какие показатели, достигнутые управлением в 2025 году, можете назвать в числе успешных?

— Было раскрыто 100% тяжких и особо тяжких преступлений совместно с другими оперативными службами, за что им моя благодарность. Без них мы бы не смогли достичь таких результатов. Кроме того, нами расследовано много громких уголовных дел. Например, завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя городской думы города Жигулевска. Он обвиняется во взяточничестве. Фигурант рассчитывал получить более 200 миллионов рублей, но был задержан после получения части взятки в 15 миллионов рублей.

Громкое дело по сотрудникам бюро медико-социальной экспертизы, они осуждены за взятки за присвоение фиктивной инвалидности. Еще несколько уголовных дел такой категории сейчас в производстве.

Отдел криминалистики постоянно работает над раскрытием преступлений прошлых лет. В 2025 году мы раскрыли и направили в суд 46 таких дел. В 2026-м, думаю, будут более серьезные цифры.

За 15 лет работы сотрудники доказали, что справляются с поставленными задачами. На счету наших следователей — тысячи расследованных уголовных дел. Одно из сложных — взрыв автобуса в Тольятти, в результате которого погибли восемь человек и 56 были ранены. В суд направлено много уголовных дел по организованным преступным группам. В числе резонансных — нападение на инкассаторов и похищение более 16 млн рублей. По делу о жестоком убийстве полковника полиции Андрея Гошта и его семьи наши сотрудники проводили первоначальные следственные действия, добывали доказательства.

— Как следственное управление взаимодействует с обычными гражданами?

— Для нас нет чужих проблем. Мы всегда открыты для общения, приглашаем жителей к себе на прием. Также мониторим социальные сети и резонансные ситуации и обращения берем в работу. Открытость позволяет быстрее услышать человека и своевременно принять меры. Мы ведем постоянный диалог с гражданами, многие вопросы социального характера решаются в ручном режиме.

— Каким направлениям работы вы будете уделять особое внимание? Какие задачи ставите перед собой и в целом перед областным управлением СК?

— В первую очередь это дела, связанные с детской преступностью. Также будем следить за тем, чтобы выполнялись мероприятия федеральных и региональных программ, которые запланированы на этот год. При этом у нас вызывает нарекания то, как происходит регистрация мигрантов. На это неоднократно указывал председатель СКР Александр Иванович Бастрыкин. Следственный комитет вносил предложения по работе с мигрантами в Госдуму. Эти люди, приезжая в нашу страну работать, не должны навязывать свою культуру, совершать преступления. Да, в основном этим занимается МВД, но тема также на моем контроле. Мы, со своей стороны, привлекаем к ответственности мигрантов, которые совершили преступления, должностных лиц органов правопорядка, которые незаконно ставили на учет мигрантов. Я ставлю задачи улучшить качество следствия, сократить его сроки и работать по всем приоритетным направлениям. В настоящее время результаты неплохие, но есть к чему стремиться. Неотвратимость наказания, помощь гражданам — два главных принципа нашей работы, которые я требую соблюдать своих подчиненных.

7 сентября 2007 года создан Следственный комитет при прокуратуре РФ. Это стало первым этапом реформы по разделению функций предварительного следствия и надзора. 15 января 15 лет назад указом президента России был создан Следственный комитет Российской Федерации как самостоятельный правоохранительный орган, который подчиняется напрямую главе государства. Произошло разграничение следственных и надзорных функций прокуратуры.

Сейчас Следственный комитет занимается только следственной работой: расследует преступления против личности, коррупционной направленности, в налоговой сфере, также преступления, совершенные несовершеннолетними и в их отношении, преступления террористического и экстремистского характера.

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации