Артист цирка Василий Канаков: «Одно неверное движение может стать роковым»

13.01.2026

Loading

Автор:

Артист цирка Василий Канаков: «Одно неверное движение может стать роковым»

Гаснет свет, звучит музыка. На манеж выходят артисты, и на ближайшие пару часов все внимание зрителей приковано к ним. Акробаты, фокусники, дрессировщики… Но вот представление заканчивается, и артисты под аплодисменты покидают зал. Как выглядит их будничная жизнь, что остается за кулисами? Об этом и многом другом мы поговорили с артистом цирка, руководителем детской студии в ЦДТ «Подросток» Василием Канаковым.

«Русская палка»

— Как вы попали в цирк?

— Я родом из Омска. Мы со старшим братом серьезно занимались спортивной акробатикой. В ней есть многие элементы циркового искусства — сальто, стойки и другие. Участвовал в соревнованиях, стал мастером спорта, поступил в институт физкультуры. Когда учеба подходила к концу, брат предложил мне попробовать сделать цирковой номер. Жанр — «русская палка». В нем два человека держат на руках шесты, а еще один гимнаст становится на них ногами или руками. Нижние вольтижеры подбрасывают и принимают верхнего, помогая ему исполнять трюки. Мы продумали элементы, все отработали, записали видео. И отправили его в Росгосцирк. Вскоре поступило приглашение в Москву. После просмотра нас не просто приняли на работу, но и сразу дали повышенную ставку. Мы, молодые ребята, конечно, были просто в восторге. Нас распределили в труппу Николая Челнокова. Несколько месяцев провели в Москве, на репетициях, затем отправились на гастроли по России. А потом мы с братом получили приглашение войти в труппу цирка на Цветном бульваре.

Была в нашей жизни и работа за границей. Выступали в Германии, Франции и других странах.

— В каких условиях приходилось жить?

— Бывало по-разному. В некоторых городах при цирках есть гостиницы. Где-то артистам снимают жилье. А то и приходится ночевать прямо в гримерке. Но в молодости это не кажется испытанием, быстро привыкаешь. Семейным людям, конечно, тяжелее.

— Есть мнение, что цирк — закрытый мир, где ремесло передается из поколения в поколение, и попасть туда «с улицы» нельзя…

— Ну мы же с братом попали, так что даже наш пример опровергает это. Но в целом, действительно, в цирке много династий. В таких семьях дети с раннего возраста выходят на манеж. Насколько я знаю, прежде уже с десяти лет ребенок мог быть официально трудоустроен в цирк. Сейчас планку подняли до 15.

— А как же школа?

— Не знаю, как сейчас, возможно, многие на дистанционном обучении. А раньше было так: ребенка устраивали в школу в городе, куда труппа приезжала. Учился там. Потом — снова переезд, новый город и новая школа.

Дантист для льва и ревнивый медведь

— Во многих западных странах запрещено использовать в представлениях животных. Якобы это жестокое обращение. Как вы относитесь к такому решению?

— Да, в Европе запретили выступать с дикими животными, с домашними пока можно. Из-за этого, кстати, многие итальянцы — представители цирковых династий, которые из поколения в поколение занимались хищниками, переехали в Россию и теперь выступают у нас.

Что касается дрессировщиков, все зависит от человека. Основная часть тех, кого я знаю, искренне заботятся о своих животных. Для них питомцы — как дети. Многих они буквально выкармливают с младенчества. Например, так нередко бывает с осиротевшими медвежатами. Тигры, львята — те в основном поступают из зоопарков.

Да, животному нужно дать понять, что ты тут главный. Если тигр или лев не будет видеть в вас лидера, — плохи ваши дела. Но жесткость отнюдь не означает жестокость. Простой факт: в неволе, в цирке звери живут гораздо дольше, чем в природе. Питание, здоровье — за всем этим строго следят. Слонам, к примеру, даже дают вино. Не для настроения, конечно. Просто в природе эти животные едят забродившие фрукты. Найти такие в России сложно, но в качестве замены вполне подходит вино. А львы или тигры? Им обязательно нужно не просто мясо, а на кости.

Обычно у каждого дрессировщика есть свой ветеринар, знающий особенности конкретных животных. К примеру, недавно в самарском цирке выступал Влад Гончаров. У него был случай на гастролях в Китае. У льва возникла проблема с зубами. А в дикой природе это, считай, все — животное умирает. Зверь не просто не может есть жесткую пищу, у львов зуб уходит в кость. Что делать? В Китае профильных врачей не нашлось. Пришлось вызывать своего доктора из Москвы. Прилетел, провел операцию. Льва спасли.

— Несчастные случаи с животными происходят?

— Все бывает, и причины самые разные. Дрессировщики обычно хорошо знают своих питомцев и учатся считывать их поведение по малейшим деталям. Но от всего застраховаться нельзя. Например, я был свидетелем случая: тигр на представлении запутался в сетке, которая защищает зрителей от хищников. Занервничал. А когда ему все же удалось освободиться, он с испуга накинулся на дрессировщика. Отбили. Хотя травмы дрессировщик, конечно, получил серьезные.

— Какие звери в цирке самые опасные?

— Медведи. По другим хищникам видно, когда собираются напасть. Например, львы или тигры, как и любые кошки, готовятся к броску. У медведей такого нет. Зверь может совершенно неожиданно нанести удар. У нас как-то был ревнивый медведь. Недолюбливал мужчин. За ним ухаживала одна служащая. Как-то раз вместо нее в вольер зашел мужчина. И медведь на него набросился, приревновал. Работник чудом спасся. Прямо как в «Полосатом рейсе» — ему удалось закрыться в клетке у медведя, а зверь остался снаружи. В итоге все закончилось хорошо.

Под куполом без страховки

— Дрессировщик — самая опасная из цирковых профессий?

— Нет, думаю, самые опасные — воздушные номера. С животными ты способен что-то предвидеть, предотвратить. А у воздушных акробатов одно неверное движение может стать роковым. Особенно у тех, кто работает без страховки. Ведь во многих случаях использовать ее просто невозможно.

Честно говоря, мне страшно смотреть некоторые номера «с обрывом». Когда человек резко пикирует вниз, и лишь в последний момент его удерживает веревка. Несчастные случаи бывают по разным причинам. Иногда подводит снаряжение, а порой это просто ошибка, человеческий фактор. Так случилось у моих друзей. Муж и жена во время одной из репетиций сорвались вниз. Получили тяжелые травмы. Но восстановились и вернулись на манеж.

— А какая цирковая профессия самая сложная?

— Я акробат, и на мой взгляд, конечно, это сложное ремесло. Большие нагрузки, ответственность. Мы держим длинные скрепленные шесты. На них прыгают партнеры по номеру. А наша задача — спрогнозировать, куда они приземлятся, сделать так, чтобы не промахнулись и не упали. Ширина шеста — около 11 сантиметров. При этом нередко нам приходилось слышать: «Артисты красиво прыгают. А вот те двое внизу непонятно для чего нужны». Конечно, со временем мы привыкли относиться к этому с юмором.

В акробатике, как и в балете, время, пока ты можешь работать, сильно ограничено. В среднем это двадцать лет. Я ушел на пенсию, когда мне не было и сорока.

Еще одна сложная специальность — клоуны, «коверные». «Коверными» их в цирке называют потому, что они заполняют собой паузы в представлении, когда надо поменять реквизит или, к примеру, развернуть ковер. Конечно, это огромное искусство — уметь рассмешить. Интересно, что за границей очень высокие гонорары предлагают именно русским клоунам.

Фотография из личного архива Василия Канакова

Читай, где удобно