В пространстве тишины

Улица как музей, музей как улица

 

В Самаре проходит IV Международный фестиваль современного искусства «Улица как музей, музей как улица», идеологи которого — художники, кураторы, организаторы Ширяевской биеннале Неля и Роман Коржовы. Формат предполагает экспонирование произведений современного искусства на остановках городского общественного транспорта и в залах галерей. В этом году заявлена тема «О тишине и монументах», которую по-разному раскрывают художники из России, Германии, Эстонии и Казахстана.
 
Идея проекта «Улица как музей, музей как улица» родилась еще в 1998 году. Тогда он назывался «Экология восприятия». В то время это было, безусловно, кураторской находкой. Этот проект позволил вывести искусство из музейных и галерейных стен в пространство города, буквально на улицу. Такой кураторский ход задавал ряд вопросов: способно ли современное искусство влиться в чуждую ему среду мегаполиса? Поймут ли его горожане без сопроводительных критических комментариев? Именно «Экология восприятия» стирала границы между рекламой, развлечением и искусством и задавала новые векторы восприятия.
 
В этом году до конца мая на остановках городского транспорта горожане смогут увидеть 14 работ молодых самарских художников
 
Дмитрия Кадынцева, Дарьи Емельяновой и Анастасии Альбокриновой. Тема экспозиции — размышления по поводу прошлого и будущего памятника советского конструктивизма «Фабрика-кухня», построенного в виде серпа и молота по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой в 1932 году. Именно здесь в будущем планируется размещение нового филиала Государственного центра современного искусства.
 
Дмитрий Кадынцев и Дарья Емельянова представляют на остановках цикл из десяти плакатов — идеалистических и фантастических. Здесь и затерянный в поле дом в виде серпа и молота, и цветок вместо цвета в коробке с красками, и морские раковины, словно прислушивающиеся уши… Анастасия Альбокринова, напротив, создала плакаты из всевозможных культурных аллюзий и цитат. В работах она соединила фрагменты канонической советской фотографии, раннюю советскую живопись и икону.
 
Часть работ разместилась в стенах «Арт-Центра». В большом зале привлекает внимание диптих самарского художника Александра Зайцева «Он и Она». На двух фанерных листах — «портреты» мужчины и женщины, выполненные при помощи. пневматической винтовки. Автор, предварительно нарисовав лица, весьма точно «выстреливал» их по контуру. Художник так представляет себе классическую схему отношений между мужчиной и женщиной, играя смыслами «любовь — оружие», «жизнь — смерть», «искусство — любовь».
 
Приятно удивила монументальная работа Дарьи Емельяновой в соавторстве с Дмитрием Кадынцевым «Представления. ЯНХУК», опять же о «Фабрике-кухне». Неспешно проплывающий между деревьями гигантский кит. В представлении автора — это сами художники, медленно плывущие по волнам и ищущие новые ориентиры в творчестве.
 
Немало видеоработ представила на выставке Сибилла Нееве. Эстонская художница, совмещая театральность, гротеск и барочность в своих экспериментах, работает с собственным телом, буквально выпячивая его. Сибилла, облачаясь в белые одежды, либо замуровывает себя в ледяной «гроб», либо танцует на заснеженных просторах застывшего Балтийского моря, сопровождая свои перформансы песнями или выкрикиванием слова Silentium (молчание). С ее видео вполне рифмуются видеоработы российского художника Дмитрия Булныгина, в которых соединена эстетика прекрасного и безобразного. Не раз выставлявшийся в Самаре объект Ербола Мельдибекова «Пик Коммунизма» представляет перевернутый кверху дном эмалированный таз с вмятинами, имитирующими вершины гор. Это своего рода размышления по поводу советского и постсоветского времени.
 
Выставка в «Арт-Центре» (ул. Мичурина, 90, литера Ы) продлится до 19 мая. Выставка на остановках продлится до 31 мая.
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close