02.12.2025
![]()

Будущий военачальник родился 3 ноября 1925 года в селе Теньки Татарской АССР. В феврале 1943-го Николай поступил в Орджоникидзевское пехотное училище. Блестяще освоив сокращенный курс военного времени, был назначен командиром учебного взвода. Затем с отличием окончил Военную академию имени Фрунзе и прошел все должностные ступени от командира роты до командира корпуса. Служил в Закавказском военном округе, в Группе советских войск в Германии, в Северо-Кавказском военном округе. В военно-политической карьере Столярова была и командировка в Ливию, где он возглавлял группу советских специалистов.
Особое место в его биографии заняли Куйбышев и Приволжский военный округ. Здесь он был первым заместителем командующего войсками, одновременно — начальником гарнизона и депутатом городского совета.
Отечество наградило Николая Александровича орденом Красного Знамени, двумя орденами «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», медалью «За боевые заслуги». Среди высоких наград зарубежных стран особо выделяется орден «20 лет Джамахирии», врученный ливийским лидером Муаммаром Каддафи.
— Николай Александрович был не только талантливым военачальником, настоящим патриотом. Он умел соединять строгость и справедливость в решении острых и сложных вопросов. Многим офицерам Столяров помог найти себя и утвердиться в мире воинского дела. К их числу я отношу и себя, — отмечает Михаил Табачников.

Вот какие воспоминания оставили те, кто знал Столярова в его куйбышевский период, служил под его началом.
— С особой теплотой вспоминаю годы, проведенные рядом с Николаем Александровичем Столяровым в Приволжском военном округе. Помню, как во время тактических учений он лично контролировал все этапы, вникая в мельчайшие детали. Его способность четко организовать работу большого коллектива поражала. Подразделения и части округа функционировали как единый слаженный механизм. Нередко мне приходилось видеть, как, прибывая в полк, он заходил в казармы, автопарк и обязательно в солдатскую столовую. Общался с офицерами, прапорщиками, солдатами, частенько приглашал их на разговоры один на один, интересуясь повседневными проблемами, мнениями по тому или иному вопросу. А после работы захаживал в офицерское общежитие, где в домашней обстановке обсуждались не только служебные дела, но и развитие армии в целом. И эти встречи он ценил особенно. Николай Александрович был настоящим отцом-командиром. Всегда готовый прийти на помощь, он сохранял требовательность к себе и окружающим. При этом умел находить баланс между строгостью и человечностью.

— Срочную я служил в полку связи. Помню, как увидел генерала Столярова. Было это на учениях в нашем военном округе. Сразу почувствовал в нем настоящего командира — человека, который знает цену каждой минуте. Меня поразило и то, как он относился к рядовому составу. Никогда не проходил мимо, не поздоровавшись. Всегда интересовался, как обстоят дела, какие есть проблемы. Запомнилось, как во время одного из полевых выходов он лично проверил условия быта, заглянул во все палатки, со всеми поговорил.
На тактических учениях был такой случай. Поступила вводная «вышла из строя командно-штабная машина сопровождения первого замкомандующего». И в это же время, по условиям учений, передовой командный пункт фронта — рабочее место генерала Столярова — должен был передислоцироваться. Мы заволновались. Но генерал-лейтенант не растерялся. Он подъехал на узел связи, пересел в комплексную аппаратную и вместе с нами перебрался на новое место передового командного пункта, продолжая руководить войсками. По дороге успел уделить время и разговору со мной. Меня поразили его знания о моей радиорелейной станции. О боевых возможностях Р-405 он говорил так, будто это он начальник аппаратной. Назвал и режимы работы, и частоты, и дальность связи, и другие характеристики. Расспрашивал обо мне. Я упомянул, что живу в Куйбышеве, и назвал домашний адрес. А позже мой отец сообщил, что неожиданно к нам домой приехал тот самый генерал Столяров с тортом и цветами для мамы. И с благодарностью рассказывал, как мы с ним «воевали».


— В 1982 году я прибыл в Куйбышев. Непосредственным моим руководителем был начальник гарнизона, то есть Столяров. Авторитет его для меня, молодого капитана, был просто огромен. И не только для меня. Все его распоряжения выполнялись с особой ответственностью, никто не допускал и мысли, что можно расслабиться и схалтурить. Никаких панибратских отношений с подчиненными Николай Александрович не допускал. И к полковнику, и к старшему лейтенанту обращался только на вы. При личном общении голос не повышал, оскорблений не допускал, даже когда сама обстановка провоцировала. Например, при проведении гарнизонных тренировок к парадам, когда не все получалось или не все должным образом старались. Хотя командным голосом его природа не обидела, на плацу он мог обходиться без мегафона.
К офицерам военной комендатуры относился с отеческой заботой, в обиду не давал. Все были обеспечены квартирами! Но и спрос с офицеров ВКГ был тоже высокий. Особенно это касалось организации патрульной службы.
Гарнизонные тренировки к параду Столяров проводил лично. Даже распорядился переделать уменьшенную копию центральной трибуны в пригороде, чтобы ее довели до натуральной величины.
Где-то году в 1985-м площадь Куйбышева отремонтировали и покрыли новым асфальтом. После этого на ней не осталось разметки, которая была нанесена для построения и прохождения парадных батальонов и движения механизированной колонны. Николай Александрович вызвал меня с офицерами на площадь, приказал взять с собой полведра мела и лично давал указания, где и какие наносить линии, определял исходные позиции для парадных расчетов, оркестра и так далее. С тех пор белая разметка на площади не переносилась, а только подкрашивалась, освежалась. Так что во время парадов мы до сих пор пользуемся линиями, которые нанес Столяров.

Сын и внук генерал-лейтенанта пошли по его стопам, продолжая лучшие традиции российского офицерского корпуса. Так что у Столяровых сложилась военная династия. Сын Александр достойно продолжил дело своего отца — такой же честный, прямой и преданный своему делу офицер. Он выполняет свои обязанности в одном из подразделений Генштаба. А внук, Николай Александрович, тоже офицер, сейчас находится «за ленточкой». Столяровы верно служили и служат Родине — и в годы взлетов, и в периоды тяжелых испытаний. Во имя укрепления обороноспособности страны.
Фотографии предоставлены Михаилом Табачниковым

Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев