
США наложили санкции на «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», а также на их дочерние предприятия. Теперь активы компаний на территории Штатов будут заморожены, с ними будет запрещено заключать новые сделки.
Президент России Владимир Путин в разговоре с представителями СМИ отметил, что новые санкции не окажут кардинально плохого влияния на экономику страны.
— Да, они для нас носят серьезный характер, это понятно, и будут иметь определенные последствия, но существенно все-таки не скажутся на нашем экономическом самочувствии, — сказал глава государства.
Также Путин подчеркнул, что энергетика России сохраняет устойчивые позиции в нынешних реалиях.
Эксперты разделяют позицию президента, что санкции будут иметь последствия, но их воздействие не превысит то, которое Россия уже испытывала с ранее введенными ограничениями. Доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Финансового Университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян считает, что введение санкций вызовет временное сокращение поставок нефти и проседание выручки компаний.
— Сокращение поставок будет вызвано не столько отказом партнеров компаний от закупок, сколько необходимостью налаживания новых цепочек поставок и разработки механизмов проведения оплаты. А проседание выручки произойдет из-за необходимости предоставления дополнительных скидок и преференций партнерам, — объясняет доцент. — На сегодняшний день оценить возможные потери выручки довольно сложно. Ориентируясь на результативность предыдущих волн санкций, можно сказать, что они будут составлять не более 2-4 %, что ощутимо, но не смертельно. Катастрофой, на которую рассчитывают инициаторы санкций, такие потери не станут.
Экономика Самарской области также может ощутить влияние санкций, так как в нашем регионе располагаются месторождения и НПЗ компаний «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». По мнению Михаила Хачатуряна, проседание по выручке этих компаний неизбежно скажется на их отчислениях в региональный бюджет, однако эти потери будут не очень значительными.
Также эксперт подчеркнул, что санкции скорее всего не повлияют существенно на цены на бензин как в Самарской области, так и в России в целом.
— Санкции скорее будут стимулировать обе компании еще активнее развивать нефтепереработку внутри страны и направлять дополнительные объемы топлива на внутренний рынок, поэтому особого влияния на цены на бензин наблюдаться не будет. Скорее наоборот, благодаря принятым правительством РФ мерам по регулированию рынка бензина с целью купирования возникшего в сентябре-октябре дефицита, на текущий момент на бирже наблюдаются тенденции к снижению цен, а на рынке в целом стабилизация в объемах поставок, — сказал Михаил Хачатурян.
Мнение доцента Финансового университета поддержал известный экономист, инвестиционный банкир и профессор Высшей школы экономики Евгений Коган. Он считает, что жителям не стоит опасаться серьезного роста цен на бензин из-за санкций.
— Надо понимать, что 95 % добычи нефти у «Роснефти» и «ЛУКОЙЛ» происходит в России. Соответственно, если компании раньше поставляли значительное количество ресурса на свои нефтеперерабатывающие заводы в Румынии и Болгарии (речь о «ЛУКОЙЛ»), то теперь нефтепереработка будет активнее проводиться в нашей стране. Учитывая масштабы таких компаний, большая часть нефтепродуктов будет идти в Россию. Не думаю, что в итоге это повлияет на цены на бензин в негативную сторону. Полагаю, предложение нефтепродуктов может даже увеличиться, — подчеркнул Евгений Коган.
Тем не менее в среде экономических экспертов есть и противоположное мнение. Так, заместитель декана Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Харчилава Хвича считает, что новые санкции могут оказать давление на российский бюджет и вызывать дефицит оборудования и технологий на НПЗ.
— Для нефтеперерабатывающей промышленности возникает ключевое противоречие. С одной стороны, власти стимулируют нефтяные компании к увеличению переработки сырья внутри страны, чтобы обеспечить внутренний рынок бензином и дизельным топливом. С другой — санкции затрудняют этот процесс. Самарская область, будучи одним из старейших нефтеперерабатывающих центров России, с заводами «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти», оказывается на передовой этих вызовов, — объяснил эксперт.
Как отмечает Харчилава Хвича, заводы в Самарской области прошли несколько волн модернизации, но по-прежнему зависят от импортных технологий. Поиск альтернатив, например, китайских или отечественных катализаторов, займет время. К тому же, качество аналогов не всегда соответствует требуемым стандартам. Это может отразиться на объеме и качестве выпускаемого бензина.
— Совокупность описанных факторов создает мощный инфляционный навес на рынке моторного топлива, что может привести к росту цен на бензин, — уверен эксперт.
Экономист выделяет две основные причины будущего роста цен на топливо:
Харчилава Хвича утверждает, что жителям стоит ожидать поэтапного, но устойчивого роста цен на АИ-92 и АИ-95. По прогнозам экономиста, в лучшем случае через два года бензин может подорожать в 1,2-1,3 раза по сравнению с текущим уровнем. В случае ужесточения санкций или сбоев в ценовом регулировании, возможны скачкообразные подорожания в отдельных регионах, включая Самарскую область, где при худшем раскладе цены могут приблизиться к росту в 1,5 раза за тот же период.
— Для жителя Самарской области, как и для всех россиян, это выльется не только в увеличение трат на личный автомобиль, но и в общий рост цен на товары и услуги из-за увеличения транспортной составляющей в их себестоимости, — подытожил эксперт.
Фото обложки сгенерировано нейросетью

Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев