29.07.2025
Самарский областной историко-краеведческий музей имени Алабина, Самарская областная универсальная научная библиотека
В 1941 году в Куйбышев было эвакуировано Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Именно из «запасной столицы» передавали сводки Совинформбюро и другие информационные материалы.
В Куйбышеве готовили, печатали и рассылали по всей стране многочисленные «Окна ТАСС» — агитационные плакаты, направленные на поднятие патриотического духа и борьбу с врагом. Политическая карикатура в военные годы предстала как настоящее оружие.
С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое, уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям, познавшим тяготы войны.
После того как ТАСС эвакуировали в Куйбышев, к нему присоединились местные художники. Уже в середине ноября с их помощью был налажен выпуск «Окон ТАСС».
По всей стране плакаты расклеивали на информационных стендах, в витринах магазинов, отправляли на фронт в войсковые части, пересылали с партизанскими отрядами за линию фронта для информирования населения на оккупированных территориях.
Куйбышевское отделение «Окон ТАСС» вскоре стало одним из центров выпуска плакатов в стране.
Осенью 1941 года в Куйбышев была эвакуирована и редакция журнала «Крокодил» — крупнейшего сатирического издания СССР.
Его символом был красный крокодил с вилами.
Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 млн экземпляров.
В 1940-е годы комиксы в «Крокодиле» создавали 35 художников. Работали по отдельности. Исключение составляли лишь знаменитые Кукрыниксы — художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, образовавшие творческую группу.
Самым продуктивным в этот период был Юлий Ганф. Вторым — Борис Ефимов. На третьем месте — будущий создатель детского журнала «Веселые картинки» Иван Семенов.
С первых дней войны все содержание «Крокодила» было подчинено одной задаче — борьбе с захватчиками. На страницах журнала печатали памфлеты, карикатуры и фельетоны ярко выраженной антифашистской направленности, корреспонденции фронтовых и армейских газет, материалы, отражающие жизнь тыла.
«Крокодил» в 1941-1942 годы стал настоящим фронтовым журналом. Его тираж постоянно рос.
Есть свидетельства того, что журнал распространялся и в партизанском подполье. Например, в докладной записке о состоянии политико-массовой работы в одном из черниговских партизанских соединений за декабрь 1942-го — апрель 1943 года лектор отдела пропаганды и агитации ЦК КП(б)У Л.И. Кухаренко отмечал, что партизаны просят «прислать что-либо веселое (с целью отвлечься от напряженной обстановки в тылу). Недаром у них пользуются успехом книга «Новые похождения Швейка» и журналы «Крокодил» и «Перець», которые изредка попадают к партизанам»
Наряду с политическими плакатами и «Окнами ТАСС» сатира «Крокодила» в эти годы была большой агитационной силой, которая способствовала укреплению боевого духа советского народа. Редакция журнала вернулась в столицу в январе 1942 года.
По материалам Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО), Самарского областного государственного архива социально-политической истории (СОГАСПИ).
История Победы. Документы самарских архивов
История Победы. Документы самарских архивов
История Победы. Документы самарских архивов
Комментарии
0 комментариев