Культура

«Камерная сцена» — уникальный театр»

Московский критик Элеонора Макарова оценила работу самарской труппы

 
Заведующая кабинетом критики и театроведения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный работник культуры РФ Элеонора Германовна Макарова не впервые приезжает в Самару. И каждый раз специально для того, чтобы посмотреть спектакли муниципального театра «Камерная сцена». Своим мнением об этом самарском театре и некоторых законах сцены она поделилась с обозревателем «СГ».
 
— Муниципальному театру «Камерная сцена» недавно исполнилось 20 лет. Я езжу смотреть их спектакли уже восьмой год и считаю, что это уникальный театр. Его художественный руководитель Софья Борисовна Рубина воспитывает зрителя на высоких образцах русской и зарубежной литературы. Таким репертуаром, как у «Камерной сцены», вряд ли может похвастаться даже столичный театр. Здесь идут и Шекспир, и Чехов, и Бунин, и Набоков, и Фолкнер… Помимо того, что сами спектакли интересные (какие-то хуже, какие-то лучше), имеет место колоссальная просветительская работа. Необходимо воспитывать зрителей не только на современной драматургии, что сейчас очень модно, к этому я отношусь в целом негативно, а именно на лучших образцах классической литературы — это большое и трудное дело в наше время. Недаром театр получил премию за лучшую репертуарную политику.
Труппа состоит из 20 человек. Молодых, талантливых. Выпускников театральных школ Саратова, Казани и Воронежа. Труппа очень молодая, им трудно играть «взрослые» роли, но тем не менее это каждый раз интересно. Я критически разбираю и анализирую их спектакли. Разбор каждый раз происходит серьезный и подробный. Высказываю замечания по каждой роли.
 
— Разбор спектакля в труппе — сложный процесс. Важно и не обидеть, и указать на ошибки. Как вы для себя определяете эту грань?
— Важнее всего говорить всегда правду. И я всегда ее говорю, независимо ни от чего. Я приезжаю сюда за столько километров не для того, чтобы только объясняться в любви и гладить по плечу. Разговор идет с профессиональным талантливым театром по гамбургскому счету. Но, конечно, стараюсь это делать интеллигентно.
 
Софья Борисовна сама делает инсценировки, поскольку она прекрасный литератор и драматург, сама ставит. В какой-то степени это хорошо, есть в этом и свои минусы — актеры не знают другой режиссуры. Ее особенность еще и в том, что она пытается открыть какие-то неизвестные произведения. Инсценирует неизвестные рассказы Чехова, соединяет Лескова с Алексеем Толстым (спектакль «АзиЯты»). В театре идет «Солнечный удар» и «Натали» Бунина, спектакли по романам «Анна Каренина» Толстого и «Идиот» Достоевского — какой столичный театр может похвастаться инсценировкой такой литературы?
 
— Существуют ли отличительные черты режиссерского почерка Софьи Борисовны?
— Очень сложно сказать. В каждом спектакле она пытается найти что-то свое и по-разному их решает. Она больше тяготеет к психологическому театру. В ее инсценировках много придумок, интересных деталей, которые неожиданно обыгрываются. Несмотря на это она не стремится никого эпатировать, зал у нее всегда полон, есть постоянные зрители.
 
— Можете особо выделить какой-то спектакль «Камерной сцены»?
— «На какой-то звезде» по Набокову — наверное, самый интересный спектакль из всех, что я у них видела в этот приезд. Наиболее точный, тонкий и по способу существования актеров, и по режиссуре. Материал, конечно, труднейший — собрано несколько рассказов, нанизывается на единую основу, казалось бы, несоединимое, а Софья Борисовна делает это тщательно — как крючочек к петельке, один эпизод вытекает из другого. Здесь пронзительно звучит тема одиночества эмигрантов из России начала ХХ века. Удивительно стильный, изысканный, я бы сказала, рафинированный спектакль.
 
— Почему вы негативно относитесь к современной драматургии?
— Она, конечно, должна существовать. В свое время и Чехов был современным драматургом, которого пинали и не признавали. Но я против того, что пропагандируется в современной драматургии: негатив, желтизна. Есть, конечно, и достойные примеры. Например, я не люблю Николая Коляду, но у него есть удачная пьеса «Заяц. Love Story», которая идет в театре «Современник». Однако под маской современной драматургии много профанации и откровенной шелухи. Есть ориентация на коммерческий успех и среди режиссуры — обязательно надо, чтобы женщины играли мужчин, чтобы всех раздеть, чтобы король Лир был женщиной и так далее.
 
— От некоторых режиссеров можно услышать вопрос: «Зачем нужны критики? Лучшая оценка спектакля — это если зритель идет в театр». Так зачем они нужны?
— Критики нужны умному режиссеру, чтобы здраво оценить спектакль. Например, когда я в первый раз смотрела в «Камерной сцене» «Между людьми и деревьями» по мотивам романа «Идиот» Достоевского, там был очень невыразительный князь Мышкин. Режиссер не дала ему никакого действия — он сидел и отстраненно слушал, что происходит. Я резко раскритиковала это. Софья Борисовна переделала спектакль, и когда они приезжали в прошлом году на фестиваль в город Лобня, я не узнала персонажа: совсем другой Мышкин!
 
— Можете сформулировать обязательные требования к театру?
— Я считаю, что главное в театре — это актер. Когда есть хорошие артисты, и средний режиссер может поставить с ними даже телефонную книгу. Актеры делали театр во все века и поколения. Конечно, взгляд на мастерство меняется. Когда сейчас видишь выступления Качалова или Тарасовой в записи, это кажется уже позавчерашним днем.
Мне доводится много ездить по России, и я могу сказать, что хорошие актеры в провинции не редкость.
 
СПРАВКА «СГ»
 
Театр «Камерная сцена» был создан в 1993 году режиссером Софьей Рубиной. В 2002-м администрация города предоставила театру здание на ул. Некрасовской, 27, построенное архитектором Щербачевым в начале 20-х годов. В 2006-2007 годах были проведены ремонт и реконструкция здания, театр приобрел зал на 228 мест. 25 декабря 2013 года «Камерная сцена» отметила 20-летие. За 20 сезонов здесь выпустили 50 премьер.
 
В труппе 20 актеров — это выпускники театральных вузов Саратова, Казани, Воронежа, Ульяновска, Самары. В репертуаре — преимущественно классика: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Бунин, Набоков, Боккаччо, Фолкнер, Уильямс, есть и современная драматургия.
 
«Камерная сцена» — частый гость на фестивалях: «Рождественский парад» (С.-Петербург), «Русская классика» (Лобня), «Виват, театр!» (Тамбов), «Славянский венец» (Москва), «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ» (Кишинев) , LUDI (Орел) и др., откуда приезжает с премиями («За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За самый стильный спектакль», «За актерский ансамбль», «За лучшую работу художника» и др. ) Спектакли в «Камерной сцене» всегда разные, здесь любят играть с пространством, много спектаклей камерной формы, где зрители сидят внутри беседки («Машенька» Набокова), вокруг водоема («Красные листья» Фолкнера), на палубе корабля ( «Солнечный удар» Бунина), в доме Парфена Рогожина («Между людьми и деревьями» по роману «Идиот» Достоевского), в квартире князей Приклонских («Цветы запоздалые» Чехова). Интересные сценографические решения придумывают постоянные художники театра — Мария Митрофанова (Москва) и Георгий Пашин (Санкт-Петербург).
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение