Почетный гражданин Самары Лидия Ерошина: «Я приняла руководство БКК в самые тяжелые для комбината времена»

25.02.2025

Loading

Автор:

Почетный гражданин Самары Лидия Ерошина: «Я приняла руководство БКК в самые тяжелые для комбината времена»

Почетный гражданин Самары, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, почетный пекарь РФ, почетный работник агропромышленного комплекса России, заслуженный работник промышленности Самарской области, генеральный директор Самарского булочно-кондитерского комбината Лидия Ерошина рассказала «СГ» о своем пути к успеху.

Мечта о белых халатах

— В детстве я мечтала стать медицинским работником. Мне нравились люди в белых халатах. Тогда я еще не знала, что окажусь среди них, только в другой отрасли — хлебопекарной.

После восьмого класса я подала документы в железнодорожное медицинское училище. Но там был большой конкурс, в первую очередь брали детей железнодорожников. Я поняла, что не смогу поступить, и забрала документы. Конечно, очень расстроилась. Оставалось два дня на то, чтобы как-то определиться. И вдруг совершенно случайно мне попалось на глаза объявление в местной газете: в строительном техникуме идет дополнительный набор абитуриентов. Я поехала, подала документы, и поступила на факультет производства бетонных и железобетонных конструкций. 

На Железобетонном заводе №3, куда я получила направление после техникума, я проработала совсем недолго и ушла в декретный отпуск. Тогда он длился всего год. Вышла из него и поняла, что не смогу трудиться сменами с маленьким ребенком на руках. Но по существующим в то время условиям я должна была отработать три года. Поехала в «Главсредневолжскстрой», чтобы получить открепление. Там со мной долго беседовали и в результате согласились пойти на уступки с одним условием: когда ребенок подрастет, я обязательно вернусь к своей профессии. Я дала слово. Но сдержала его только в 1982 году, спустя десять лет.

Уроки управления

Чтобы быть рядом с сыном, я устроилась в управление домами Кировского района. Два или три года проработала техником-смотрителем, потом меня повысили до главного инженера. Мне приходилось много общаться с людьми. Мы очень серьезно подходили к каждой жалобе, к каждому заявлению любого жильца. В те годы на домоуправление было возложено много обязанностей. Это не только обслуживание зданий, но еще, к примеру, организация досуга детей. У нас даже были специальные комнаты при домоуправлении, где работали разные кружки. 

Будучи главным инженером, я приобрела управленческие навыки. У меня в подчинении было 70-80 человек: дворники, слесари, электрики, техники-смотрители, диспетчерская служба. Работа была напряженной — постоянные планерки, решение важных и срочных задач, работа с людьми. Мне неоднократно предлагали стать управляющим домами. Но я понимала, что на этой должности должен работать мужчина. Хотя учитывая, что управляющие часто менялись, порой исполняла и эти обязанности. Еще мне всегда нравилась кадровая работа. Я много общалась со специалистами, изучала трудовое законодательство. Это тоже впоследствии очень пригодилось. 

С первыми лицами города

Проработав десять лет в домоуправлении, я почувствовала, что пора двигаться дальше. Как раз в тот момент, в мае 1982-го, представился такой шанс. Мне предложили должность старшего инженера-строителя в управлении хлебопекарной промышленности Куйбышевской области, которым руководил Иван Михайлович Тарабардин. Для меня это был новый уровень и большая ответственность. В мои обязанности входило управление капитальным ремонтом на всех хлебозаводах региона. Я ездила на предприятия, общалась с директорами и главными инженерами. Управление подчинялось напрямую облисполкому, дисциплина была жесткая. 

Через полгода меня подключили к работе по строительству хлебозавода №6 в Промышленном районе. В то время в городе существовал всего один цех — на улице Венцека, который выпускал тонну тортов в сутки, и хлебозавод №3, где пекли батоны. Этого было крайне мало для жителей Куйбышева. Поэтому было принято решение о строительстве предприятия по производству батонов и кондитерских изделий. Проект такого хлебозавода уже был, но он пролежал на полке несколько лет, и к моменту начала строительства требовал внесения существенных изменений. Вот эту работу мне и предстояло сделать. Начались постоянные командировки в проектный институт и Министерство пищевой промышленности в Москве. Опять же, постоянные совещания с первыми лицами города и области. Было нелегко. Но это стало для меня хорошей школой, после которой уже, наверное, ничего не страшно.

Во главе БКК

Предприятие построили в рекордно короткий срок — за два с половиной года. 25 декабря 1987-го вышла первая продукция, а 7 января 1988-го хлебозавод переименовали в булочно-кондитерский комбинат. 

Я попросила руководство областного управления хлебопекарной промышленности, чтобы меня перевели на это предприятие — я жила неподалеку, это было удобно. Учитывая, что я хорошо знала кадровую работу, меня назначили начальником отдела кадров. И сразу же избрали председателем профкома. Здесь мне пригодился весь мой багаж знаний и опыта.

Поначалу я работала в отделе кадров одна. Поток кандидатов был очень большой. Многие хотели работать на комбинате, но не понимали, насколько это сложно. Это тяжелый труд, смены по 12 часов, в том числе ночные. Люди говорили, что справятся, а в итоге после пары смен уходили. Но многие оставались. Так постепенно сформировался сплоченный коллектив единомышленников, преданных своему делу.

А в 1994 году на БКК произошло очень серьезное событие. Совет директоров выразил недоверие генеральному директору. Меня пригласили на внеочередное собрание акционеров и сказали: «Лидия Сергеевна, только за вами пойдет коллектив. Просим дать согласие на исполнение обязанностей генерального директора». В то время я многого не знала и в производстве, и в экономике. Но согласилась. Мне пообещали помочь. С июня 1994 года я исполняла обязанности, а в декабре меня избрали на эту должность.

Хлеб и круассаны

Так получилось, что я приняла руководство в самые тяжелые для БКК времена. Объемы производства на тот момент были крайне низкими. В стране было много сложностей. Все менялось. В том числе и требования по сбыту. Торговые точки стали запрашивать широкий ассортимент продукции: и хлеб, и батоны, и булки, и торты. А у нас понятия «хлеб» на комбинате вообще не существовало. Я задумалась, что же делать. Средств на покупку новых линий не было. Мы начали переоборудовать имеющиеся печи под производство хлеба. Сначала нам удалось запустить только выпуск ржано-пшеничных сортов «Столичный», «Бородинский», «Губернаторский», «Прибалтийский». Объемы стали увеличиваться. Благодаря этому экономическая ситуация на предприятии постепенно улучшалась, вскоре появились первые автоматические линии.

К 1996 году на комбинате задумались над организацией еще одного производства — слоеных и сдобных изделий. Сначала мы активно изучали опыт других предприятий, посещали разные производства у нас в стране и даже за рубежом. Благодаря партнерам удалось организовать поездку во Францию, где мы ознакомились с технологией производства круассанов. Покупку специального оборудования в то время мы финансово не тянули, поэтому сначала изготавливали изделия вручную. Делали их до трехсот килограммов в день. Переживали сильно: получается ли тот самый французский круассан, а не пирожок из слоеного теста? К нашей радости, новшество самарцам полюбилось. Тогда мы решили рискнуть и приобрели в лизинг специальное оборудование.

Когда заработала первая автоматическая линия, комбинат посетили специалисты итальянской фирмы по производству пищевых ингредиентов. Попробовав нашу продукцию, они сказали: «Вам не требуется наше сырье. Вашими круассанами нужно торговать в центре Парижа».

С тех пор у нас работают три основных производства: хлебобулочных, кондитерских, слоеных и сдобных изделий. Постоянно ведется работа по обновлению ассортимента.

Надежный тыл

Я считаю себя человеком, которому в жизни очень повезло. Меня всегда поддерживали близкие. Я вышла на работу, когда сыну исполнился год, и заботу о нем взяли на себя бабушки и дедушки. У меня был прекрасный муж, который очень помогал мне и в быту, и с ребенком. Именно благодаря своей семье я стала тем, кем стала. Если бы у меня не было такого надежного тыла, скорее всего, все сложилось бы иначе.

Когда появились внуки, я уже могла позволить себе проводить с ними достаточное количество времени. У нас на комбинате очень хорошая команда. Сейчас я не переживаю за то, как прошла очередная смена. Знаю, что есть коллектив профессионалов, которые понимают, что делать. В последнее время в основном решаю кадровые и наиболее глобальные, стратегические вопросы. К ним относятся задачи по реорганизации, реконструкции и модернизации производства. Всем остальным занимаются мой заместитель и команда. 

Свободного времени у меня теперь значительно больше. Я всегда очень любила путешествовать. И сейчас даже в холодное время года часто куда-то отправляюсь. Люблю природу нашей области. Занимаюсь выращиванием цветов, у меня их очень много. Люблю читать — все, от современных писателей до классики.

Беляши по маминому рецепту

Двоюродный брат однажды сказал мне: «Ты, наверное, в бабушку пошла». Моя бабушка Феония Андреевна в свое время выпекала хлеб для всего колхоза. Вручную месила тесто в кадках. Готовила в домашней печи по десятку пирогов, караваев. Все это грузилось в телегу и отправлялось на продажу. А вообще, у нас в семье всегда хорошо готовили. Часто на столе были пироги, разная выпечка. Беляши и курники, которые сейчас выпускают на нашем комбинате, делают по рецепту моей мамы. 

Сын мой продолжает семейное дело, уже более 30 лет он работает на БКК. Начинал как товаровед, потом был бухгалтером, затем — заместителем директора торгового дома. Сейчас — мой заместитель. Он прекрасно знает производство, в каких-то моментах даже лучше меня. Так что сегодня команда работает во главе с ним.

Если говорить про преемственность поколений, то сейчас я понимаю, что во мне много от мамы. Например, принцип «сказал — сделал». Я до сих пор ставлю его во главу угла. Если задача поставлена, значит, она должна быть выполнена. Надо, значит надо, как говорила моя мама. Надо не только для себя, но и для того коллектива, который идет за тобой. Ведь сегодня на БКК работает около 800 человек. Надо для тех, перед кем мы несем ответственность. Ведь наша продукция попадает на стол миллионов людей. Поэтому для меня главное в жизни — трудиться во благо и на благо. Во благо своего коллектива, на благо своей страны.

В 2001 году название Самарского БКК было вписано в «Книгу пекарей» с присуждением премии «Золотой каравай» за большой вклад в развитие хлебопекарного производства РФ, выработку высококачественного ассортимента хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, внедрение новейших технологий. 

В 2006 году компания была занесена в Книгу рекордов России за изготовление самого длинного бисквитного торта.

В юбилейный для Самарского БКК 2018 год его посетил президент России Владимир Путин.

Генеральный директор ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат» Лидия Ерошина становилась лауреатом и дипломантом областного и всероссийского конкурсов «Женщина года», «Женщина в бизнесе», «Меценаты столетия», общественной акции «Благородство», удостоена почетного знака губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской», знака отличия «За заслуги перед Самарской областью» и Орденом Почета РФ. В 2020 году получила звание «Почетный гражданин городского округа Самара».

Фотографии из архива СБКК

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации