Культура

Три попытки счастья

Диалог театра с романом Льва Толстого "Анна Каренина"

Человек рожден для счастья. Не к нему ли мы стремимся всю жизнь? Не ради него ли пытаемся заработать как можно больше, добиться взаимности в любви, избавиться от болезней? Или счастье — это внутреннее ощущение, которое возникает на краткий миг и исчезает внезапно? Поразмыслить над этими вопросами решили в театре «Камерная сцена».

29 декабря состоялась премьера спектакля «Как прекрасен этот ужас!» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Режиссер-постановщик Софья Рубина взяла три главные сюжетные линии и свела их воедино для разрешения вопроса «что такое счастье и как его достичь?».

Попытка счастья номер один. Семья

В доме Облонских действительно все смешалось. Непримиримое противоречие: муж считает главным счастьем любовные похождения, жена — семейный очаг и детей. И все было бы благополучно, если бы жена не нашла записку гувернантки, адресованную отцу семейства.

Долли — еще одна крупная удача актрисы Ларисы Ляпуновой, недавно создавшей яркий запоминающийся образ Настасьи Филипповны в спектакле по роману Достоевского «Идиот». Вечно заплаканные глаза, прямая величественная фигура… Ее Долли — это почти памятник женщине-матери, которая мужественно противостоит житейским невзгодам, находя высшее счастье в успехах детей. Стива (Евгений Клюев) кажется рядом с ней жалким и мелким в своих вечных попытках загладить вину. Он считает свои измены почти принципиальным делом. Для него это удовольствие, без которого он не представляет жизни, его формула счастья. Жена уже нехороша собой, а он еще молод. Она и наряжается-то теперь только чтобы создавать приличный фон для своих детей. Зато каким светом озаряется ее лицо в финале, когда она рассказывает об их достоинствах!

Попытка счастья номер два. Любовь

«Как прекрасен этот ужас.», -восклицает Анна Каренина, глядя в окно вагона. Ужас метели? Жизни? Любви? Для нее и жизнь, и счастье — это только любовь, ежеминутное сгорание на костре страсти. Каренина в исполнении Алисы Зеленовской — совсем молодая и капризная красавица, ослепленная своими желаниями. Муж виноват в том, что она его не любит. А «уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место там, где должна быть любовь»
.
Рядом с Вронским она неистово счастлива первое время. А когда ощущает, что возлюбленный отдаляется, впадает в животную ярость — ревнует его со всем безрассудством влюбленной женщины. Вронский (Иван Кочубей) выглядит лишь случайным объектом приложения ее страсти. Его слова и поступки как будто не принимаются в расчет.

Князь Алексей Каренин в исполнении Владислава Метелицы — немолодой, но влюбленный в жену человек. Он до последней возможности отрицает ее вину, стараясь не замечать очевидного, искренне кричит ей вслед: «Я люблю тебя!» И получает в ответ жестокую отповедь: «Разве вы можете любить?!» Вронский приходит к важному для всего романа выводу, что счастье не есть осуществление наших желаний: «Она любила его, как может любить женщина, для которой любовь перевесила все блага жизни и он был гораздо дальше от счастья, чем когда он поехал за ней из Москвы».

Не способная одним только своим присутствием осчастливить любовника, Анна решает броситься под поезд. В некоем бреду она осуществляет задуманное, сцену окутывает туман. и ничего особенного не испытываешь. С неким безразличием работник железнодорожной станции собирает рассыпавшиеся шары (очевидно, останки Карениной) в мешок и уносит его. Вронский уедет на войну. Анна так и не подарит никому счастье. И сама его не обретет.

Попытка счастья номер три. Общество

Главный герой романа «Анна Каренина», как это ни парадоксально, Константин Левин. Именно ему автор доверяет рассуждения о природе человеческого счастья, схожие с собственным представлением о нем. Именно его ведет по длинному и трудному пути самосовершенствования.

После второй, на этот раз удачной, попытки сватовства в горячке предвкушения счастья Левин и Кити пишут воображаемые буквы объяснения. Кажется, что в этот момент и зрительный зал, и актеров охватывает ощущение искренней радости — светлой, большой и бескомпромиссной.

Но Левину, как и любому мужчине, недостаточно тепла семейного очага для полного счастья. «Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал». Дальше — больше: «И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству». Он хочет общественного блага так же страстно, как Анна Каренина — любви. Как она отрицает возможность быть счастливой с нелюбимым мужем, так и он не находит гармонии в счастливом браке с Кити. Работать для бога, а не для себя. Отдавать всего себя другим — только в этой, казалось бы, простой истине находит он долгожданный покой и обещание счастья.

Постскриптум

«Как прекрасен этот ужас!» в отсутствие драматургической основы, скорее, напоминает диалог постановщика с романом Толстого. Софья Рубина монтирует те части «Анны Карениной», которые отвечают на вопросы о природе счастья. В постановке много декламации — текст Толстого, переведенный в повествование от первого лица, становится не рассуждениями вообще, а присвоенными персонажами точками зрения, личными историями.

Но спектакль интересно не только слушать, но и смотреть. Костюмы, созданные Ольгой Никифоровой, не просто элегантное и красивое воссоздание эпохи, это порой метафоры. Анна в прекрасном черном платье — коварная Одиллия из «Лебединого озера», наносящая удар в самое сердце юной Кити в девственно-белом наряде. Красное бархатное платье Карениной — уже само по себе вызов чопорным дамам, не желающим простить ее нравственное падение.

Центральная метафора постановки — отрезок железной дороги с уходящими вверх, закручивающимися в форме схемы ДНК рельсами. Она перед нами на протяжении всего спектакля — мы всегда помним о предстоящей катастрофе Анны. Огромная молекула ДНК в центре сцены как будто намекает, что наша потребность быть счастливыми — почти физиологическая. Ведь человек рожден для счастья.

КОММЕНТАРИЙ

Софья Рубина,

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «КАМЕРНАЯ СЦЕНА», РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК СПЕКТАКЛЯ «АННА КАРЕНИНА»:

К концу жизни начинаешь задумываться об итогах, вспоминаешь всю свою жизнь, думаешь: а была ли счастлива? Сколько секунд? Захотелось поразмышлять о счастье. Лучшего романа о счастье, чем «Анна Каренина», не придумать. Толстой сначала задумал семейный роман об эмансипированной женщине. Героев было трое: муж, жена, любовник. Но вскоре Толстой бросил работу, написал в письме: «Как мне надоел этот скучный, пошлый роман!» И вернулся к нему только тогда, когда в центр романа поставил Левина, просил произносить фамилию с «ё». Он сам стал прототипом героя, которому доверил собственные размышления о счастье. Что такое счастье? И достижимо ли оно в принципе? Вронский говорит: «Наверное, все люди делают эту вечную ошибку, представляя себе счастье осуществлением своих желаний». Мы в спектакле соединили три семьи, все герои по-своему представляют счастье. Конечно, Толстой понимает, что счастье в принципе невозможно, поскольку для этого необходимо знать смысл всего сущего, смысл жизни. «А знать я этого не могу», — говорит Левин. И как же жить? По совести, тогда и будешь счастлив. Это постулат французского философа Руссо, который полагал, что счастье в том, что ты чувствуешь себя нравственным человеком. Конечно, мы, простые люди, мечтаем о счастье житейском, о вечной эйфории, которую способны испытывать в редкие моменты своей жизни, например, в дни, часы, секунды влюбленности. Но состояние влюбленности преходяще, нет ничего вечного в нашем реальном мире. Неразрешимое противоречие.

Долли нашла счастье в любви к детям, в нравственной жизни. Левин — в жизни для всех, для всеобщего блага. Анну только за секунды до смерти осенило, почему ее разлюбил Вронский: «Если бы я могла быть для него чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки!» Она стремилась втиснуть Вронского в прокрустово ложе своего, довольно ограниченного, представления о счастье. Ему с ней стало скучно. Кстати, прототип Вронского, полковник Раевский, погиб смертью храбрых в Сербии, там ему поставили памятник и ухаживают за ним. Конечно, публика недоумевает, когда спектакль продолжается после смерти Анны. Роман многие не читали, только смотрели фильмы, не знают, что после ее смерти роман продолжается еще 80 страниц, поскольку главный герой здесь Левин.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение