Ленар Васильевич Храмков родился 10 декабря 1934 года в селе Жигули Средне-Волжского края (ныне Ставропольский район Самарской области). Ушел из жизни в 2009-м.
Его супруга Нина Петровна — старейший профессор Самарского социально-педагогического университета. До сих пор в строю.
Они с мужем вместе исследовали жизнь запасной столицы и еще более далекое прошлое нашей области. Все наиболее интересные темы по истории Самары, которые сейчас на слуху, разрабатывались Храмковым и его коллегами в 1970-1990-е годы. Ленаром Васильевичем создано и опубликовано свыше 300 научных трудов. Он признан одним из ведущих ученых России в области исследования истории Великой Отечественной войны и Поволжья.
Дочь Храмковых Елена Ленаровна, специалист по историографии, также стала ведущим профессором педагогического вуза.
У всех троих — сотни учеников, которые стали педагогами, научными работниками, сотрудниками архивов и музеев. А еще у Ленара Васильевича есть последователи — целая армия экскурсоводов, которых он подготовил на созданных по его инициативе краеведческих курсах.
Среди тех, кто считает Храмкова своим учителем и старшим другом, — известный краевед и экскурсовод Степан Смирнов.
— Впервые я увидел фамилию Храмкова на обложке небольшой книги «Край Самарский». Ленар Васильевич значился в числе четырех авторов. Это было летом 1984 года. Я тогда жил в Москве, учился на факультете кибернетики МИФИ, но все каникулы проводил в Куйбышеве, — рассказал он. — Через некоторое время вышла вторая книга с таким же названием. Ее авторами были Храмков и его жена Нина Петровна.
Чтение книг по истории Самары, с которой была тесно связана жизнь Смирнова, помогло ему найти выход из затруднительной ситуации и пойти по новой, интересной дороге. Случилось так, что отдел в одном из столичных НИИ, где трудился инженер, расформировали в начале 90-х. Знакомые из Куйбышева, зная интерес молодого человека к самарскому краеведению, пригласили его временно поработать в историко-культурной ассоциации «Поволжье». Нужно было вести учет городских памятников архитектуры. В 1993-м его направили на краеведческие курсы, открывшиеся при госуниверситете, где читал лекции Ленар Храмков.
— Наше личное знакомство состоялось осенью 1994 года в музее имени Алабина во время конференции по краеведению, — продолжил рассказ Смирнов. — Мы оказались рядом в фойе. Ленар Васильевич, вероятно, запомнил меня в лицо. Ведь в предыдущем году я учился на краеведческих курсах. Он принял меня за студента. Я ответил, что уже не учусь, но краеведение стало моей второй профессией. И Ленар Васильевич подарил мне книгу на двух языках — русском и болгарском. Это был сборник статей разных авторов, и его в том числе, о Русско-турецкой войне, о Самарском знамени, о Петре Алабине.
Степан поразился открытости, простоте в общении, внутренней интеллигентности, которые продемонстрировал именитый профессор. Впрочем, эти качества Ленара Васильевича отмечают все, кто его знал.
Судьба не баловала Ленара с самого детства. Они с братом Павлом росли в семье сельских учителей. Отец, человек идейный, назвал сына необычным именем, которое расшифровывается как «Ленинская армия». И конечно, как только началась Великая Отечественная, Василий Храмков в числе первых отправился на фронт.
Мать семейства Елена Васильевна Абрамова, чтобы прокормить своих мальчишек, взяла в руки мужнино охотничье ружье. Добывала дичь. Как только парнишки подросли, она и им купила по ружьишку.
А еще мать научила ребят делать любую сельскую работу. Ленар своими руками построил дачу на выделенном семье молодых ученых участке.
Елена Васильевна, ставшая с годами директором сельской школы, привила сыновьям желание постоянно учиться, быть всегда впереди в общественной работе.
Когда подошло время сыновьям поступать в вузы, Елена Васильевна перешла на работу в только что открытую семилетнюю школу в поселке Радиоцентра №3 на окраине Куйбышева. Здесь ей дали комнату прямо в здании учебного заведения. Ленар поступил в Куйбышевский педагогический институт. Был комсомольским вожаком в родном вузе. Три раза ездил со студенческим отрядом на целину. Нина, познакомившись с будущим мужем на занятиях в институте, еще больше сдружилась с ним во время одной из целинных экспедиций. После свадьбы переехала жить в квартиру свекрови. Получив диплом, она взяла на себя ее школьную нагрузку. Почти десять лет проработала учителем начальных классов, затем историком и завучем. А Елена Васильевна ушла на пенсию.
Ленар тоже работал сначала учителем, затем дорос до должности директора 128-й школы. Покинул свой пост в октябре 1961 года в связи с поступлением в аспирантуру КГПИ по специальности «История». Его научным руководителем был легендарный профессор Ефрем Игнатьевич Медведев.
В 1964-1969 годах Храмков преподавал в Куйбышевском пединституте, трудился в обществе охраны памятников истории и культуры. Затем перешел на работу в недавно открывшийся университет. В 1974 году защитил докторскую диссертацию на тему «Советы Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.»
В 1978-м Ленару Васильевичу присвоили звание профессора.
В 1984-1994 годах он трудился ректором Самарского госуниверситета, одновременно исполняя обязанности заведующего кафедрой.
В течение 20 лет руководил областным отделением Союза друзей Болгарии. Вместе со студентами переводил на русский книгу историка Йордана Ценова «Знамя и губернатор». При всей большой занятости Храмков обязательно находил время для общения с краеведами.
Смирнов вспоминает:
— Более тесным наше знакомство стало летом 1998 года. Тогда я впервые побывал в квартире Храмковых на улице Осипенко. Общие интересы способствовали тому, что мы стали довольно часто видеться. Говорили о краеведении, о книгах, которыми обменивались.
Об одном издании Смирнов рассказал подробнее. В 1969 году вышло пособие для школьников «Знаешь ли ты свой край?». Авторами были Храмков и Сыркин. В начале 2000-х, когда Смирнов посетил Ленара Васильевича в очередной раз, профессор предложил: «А ты не смог бы подготовить второе издание этой книги? Некоторые вопросы убери, дополни ее новыми главами и разделами с учетом изменений, которые произошли за 30 лет».
Смирнов с радостью ухватился за это предложение. Создание текста заняло несколько лет, получилась довольно объемная рукопись. Краевед отвез ее Ленару Васильевичу. Профессор исправил неточности, некоторые главы написал заново. Наконец рукопись была готова, но дело осложнилось тем, что в начале 2009 года Ленар Васильевич тяжело заболел.
— Последний раз видел его 15 апреля 2009 года, на следующий день я уезжал в Москву. Помню, уходя, пожелал: «Чтобы в следующий мой приезд в Самару вы были здоровы». Но увы. Через месяц, 21 мая, Ленара Васильевича не стало, — рассказал Смирнов.
С тех пор главной задачей краеведа и семьи ученого стало издание его последней книги. Смирнов подготовил текст к набору, отдал в издательство при научно-техническом архиве на улице Мичурина. Нина Петровна выпустила книгу на свои средства. Думается, это издание стало лучшим памятником заслуженному деятелю российской науки Ленару Храмкову.
Фотографии: ЦГАСО
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев