Анна Князева: «Писательство — это забег на длинную дистанцию»

06.12.2024

Loading

Автор:

Анна Князева: «Писательство — это забег на длинную дистанцию»

Известная российская писательница Анна Князева начала заниматься литературным творчеством достаточно поздно — в 50 лет. На данный момент она является автором 33 детективов, шесть из которых экранизированы. О том, чем ее первые книги отличаются от более зрелых, с кем она любит работать в соавторстве и почему избегает описаний природы, Анна Князева рассказала «СГ». 

На пути к бестселлеру

— Ни в детстве, ни в юношестве тяги к сочинительству у меня не наблюдалось. Получилось все спонтанно: просто в какой-то момент я села к компьютеру и стала писать. Начала с набросков, которые потом собрались в книгу. Очень быстро пришло понимание того, что нужно заняться самообразованием. Я ведь окончила два технических вуза, а литературному творчеству нигде не училась. Считаю, ни одно дело нельзя затевать, если ты к этому не готов и у тебя нет соответствующих знаний. Поэтому я стала читать нужные издания, учиться писать. 

Первые мои произведения, конечно, были сырыми. Когда у меня было уже три завершенных романа, мне удалось найти книгу Альберта Цукермана «Как написать бестселлер». Прочитав ее, я получила ответы на все вопросы, которых к той поре было немало. Обладая этими знаниями, я должным образом переработала свои творения. 

Продуктивные вечера

Я родом из Сибири, из города Красноярска. Первые пробы пера состоялись еще там. 20 лет назад мы с семьей перебрались в Москву. 

После окончания университета я достаточно долго работала инженером в военном проектном институте. Потом поняла, что конкурировать с мужчинами в этой области бесполезно, и поступила в другой вуз, где получила специальность конструктора женской одежды. Была и конструктором, и модельером, и директором по производству. Около 15 лет — на два фронта: отработав день в сфере легкой промышленности, приходила домой и, переделав все дела по хозяйству, ближе часам к десяти вечера, садилась писать детективы. Получалось три-четыре часа плодотворной работы. 

Сейчас я занимаюсь только книгами, но писать по-прежнему предпочитаю вечером и ночью. Почему-то мне лучше всего думается именно в это время. 

Самые сложные 30 страниц

Никакого вдохновения я не жду. Речь скорее идет о дисциплинированности. Я знаю, что каждый день нужно работать. Пишу, даже если нет настроения. Возможно, потом перечитаю, и мне не понравится, но я отредактирую, и будет хорошо. Если день-два пропустишь, потом очень тяжело вернуться в ритм. 

Любой роман начинается с мозгового штурма. Сначала набрасываешь что-то интересное, потом прописываешь какие-то планы. Сквозной, до самого конца, я никогда не делаю, потому что пока и сама не знаю, чем все закончится. Максимум на две-три главы.

Первые 30 страниц романа всегда самые сложные. Они занимают половину общего времени, если не больше. Следующие сто пишутся гораздо легче. Последние — как на крыльях летишь. Ступоров, когда вдруг зашел в тупик и не понимаешь, как развивать сюжет дальше, у меня никогда не бывает. 

Первые и зрелые

С самого начала я писала только детективы. Никогда не работала «в стол». Все мои книги, включая первую, были изданы. Почему-то у меня всегда была вера в себя: с первых строк я знала, что это будет напечатано. 

В моем первом романе было много энтузиазма, желания написать поинтереснее, но не было зрелого подхода. Не сразу пришло понимание того, что лишнее, а что действительно необходимо. Сейчас, когда я заглядываю в свои первые книги, обнаруживаю там вполне милую эмоциональность, которой теперь в моих романах уже нет. Потому что, когда приходит умение, появляется расчет. Не чтобы понравиться читателю, а чтобы вычерпать из темы все что можно. Мои более зрелые романы очень отличаются от ранних. 

Сила в простоте

Я очень внимательно слежу за отзывами на мои книги. Критику воспринимаю спокойно и стараюсь извлечь из нее что-то полезное для себя. Ведь у писателя глаз замыливается, и действительно можно пропустить что-то важное. 

Мне иногда говорят, что я пишу суховато, строго по делу. Как-то я даже пыталась себя ломать, описывать пейзажи, рассказывать про любовь… Но это совсем не мое. Может, и неплохо получается, но в контекст книг не ложится. Вероятно, сказывается технический склад ума. Мне нравится, когда есть динамика, которую убивают лишние описания. Когда человек говорит, что читал взахлеб, значит, динамика хорошая, нет шелухи. Я стремлюсь к этому. Мне кажется, в такой простоте есть сила. 

Любимый герой

На данный момент у меня вышло 33 книги и восемь рассказов, объединенных в один сборник. 

Мой любимый герой — тот, о ком я пишу сейчас. У меня есть четыре книги о следователе Анне Стерховой. Она мне очень нравится. Раньше у меня было много романов с исторической составляющей. Целые главы я посвящала прошедшему времени — началу прошлого века, а то и того раньше. Теперь такого нет. В цикле об Анне Стерховой я рассказываю о расследовании архивных дел. По словам читателей, это самая интересная серия. Сейчас работаю над пятой книгой. Действие происходит на севере, на золотых рудниках. В начале следующего года сдам роман в издательство, выйдет он ближе к весне. 

Есть книга, которой я очень горжусь, — «Пылающий символ» (12+). Там большая историческая часть, действие происходит в Древнем Риме. Рассказ идет о матери императора Константина святой Елене, строительстве нынешнего Стамбула. Мне эта тема была очень интересна, и сейчас, оглядываясь, я понимаю, что в этот роман вложен огромный труд. Я писала его в соавторстве со своей подругой Галиной Виноградовой. У нее это был первый литературный опыт, он дался ей очень тяжело.

Писательство — как забег на длинную дистанцию. Ты пишешь и пишешь, по много часов в день, а конца не видно… Надо иметь выдержку, чтобы не бросить все в какой-то момент. 

Важные мелочи, случайные фразы

Сюжеты и детали придумываются сами, это не сложно. Труднее найти зерно. Иногда это какая-то фраза или случай. Может быть что-то очень маленькое, едва уловимое. Но если меня что-то удивило, потрясло, привлекло — возможно, какое-то сочетание несочетаемого, нечто необычное, — я цепляюсь за эту мелочь и дальше начинаю додумывать. 

Ни с кем из следователей, полицейских или адвокатов я не сотрудничаю. Конечно, они могут рассказать многое, но все это будет из разряда обычного. Ведь работа у них на самом деле достаточно рутинная. А писать так, как происходит в жизни, мне кажется, не особо интересно. В детективном романе должно быть чего-то «слишком». Что может удивлять, пугать, вызывать недоумение, яркие эмоции. Поэтому я приглядываюсь к жизни сама. Все мои герои — это собирательные образы.

На экранах страны

На сегодняшний день у меня шесть экранизаций. Только одна из них более или менее близка к оригиналу. 

Самая первая — «Призраки Замоскворечья» (12+). Сценарий мы писали вместе с Аркадием Высоцким: я — сюжетную линию, он — диалоги. Фильм получился ярким, сочным, интересным. К остальным лентам, снятым по моим романам, я не имела никакого отношения. Ведь как только ты продаешь права на экранизацию, тут же отходишь в сторону, и дальше все происходит без тебя. 

Я ни в коей мере не пыталась повлиять на этот процесс. Поскольку понимаю, что моя книга какой была, такой и останется. А фильм — ее адаптация, совершенно иной продукт. Результат работы съемочной группы, которая вправе делать с материалом все, что захочет. 

Конечно, мне интересно, что получается на выходе. Иногда я нахожу много хороших моментов. Была только одна неудачная, на мой взгляд, экранизация. Думаю, там недостаточно добросовестно поработал сценарист. Не могу сказать, что меня это расстроило, любой человек имеет право на ошибку.

Совместное творчество

Иногда мне нравится работать в соавторстве. С Галей Виноградовой было очень интересно, она необычайно умный человек. Обрабатывает информацию на уровне гениальности. 

Две книги мы написали вместе с моей дочерью Ксенией. Читатели отметили, что она внесла дополнительные краски в повествование. Ксения быстро схватывает, у нее легкий слог. Останавливаться на этом мы не планируем, у нас обязательно будут еще совместные работы. А внук совершенно неожиданно для меня начал писать тексты и участвовать в стендапе. Мне очень нравятся его выступления.

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации