— До конца каникул остается совсем мало времени. Как должны вести себя родители в эти дни, чтобы настроить ребенка на учебу?
— Прежде всего необходимо заранее адаптировать ребенка к режиму — раньше укладывать спать и раньше будить. К примеру, если предстоит первая смена, то сейчас он должен вставать около семи утра, а когда начнутся занятия, этот график сместится ближе к шести часам.
Не менее важен и психологический настрой. В августе, когда тема школы все чаще встречается в разговорах, у детей появляется тревожность. Не все родители это замечают, но она есть, и особенно часто напоминает о себе перед сном, когда ребенок остается один на один со своими мыслями. Что делать в такой ситуации? Нужно разговаривать, настраивать его на позитив: ты идешь в школу, встретишься с одноклассниками, сможешь рассказать, как провел лето, спросить, где они были на каникулах. К тому же это только сентябрь — оценок, контрольных еще нет. И мы не собираемся тебя ругать, все будет хорошо.
Такие беседы перед сном помогут уменьшить тревогу. Если ребенок задает какие-то вопросы, важно отвечать на них максимально спокойно. Даже когда маму что-то волнует, нельзя допустить, чтобы это передалось сыну или дочке.
Еще я всегда советую, если есть возможность, накануне первого сентября сходить прогуляться в школьный двор, встретиться со своим педагогом. Порой ребенку достаточно просто обняться с учителем, рассказать, где он был летом, — и все, ему становится гораздо спокойнее.
Если говорить о знаниях, время перед первым сентября тоже играет серьезную роль. Совершенно необязательно нагружать школьника все лето: заставлять учить таблицу умножения, читать книги. А вот последние недели августа очень важны. В это время хорошо бы повторить основные моменты: вспомнить состав числа, почитать, потренировать руку, к примеру, написать письмо, пораскрашивать, порисовать.
Что касается первоклассников, как правило, все они с нетерпением ждут школы. И главное для взрослых — это желание не отбить. Это может быть сделано ненамеренно. К примеру, бабушка говорит: в школе тебе придется учить стихи, писать аккуратно, а ты сможешь? Вроде бы она делает это из лучших побуждений, желая замотивировать, а получается наоборот. Также не надо рассказывать детям какие-то неприятные случаи из своей школьной жизни. Вспоминайте только самые позитивные моменты.
— Как в первые дни сентября помочь ребенку адаптироваться к школе?
— Первая четверть самая сложная — вхождение в учебный процесс, первые оценки. Если говорить о первоклассниках, у них зашкаливают эмоции. Новый коллектив, учитель, уроки… Важно помочь ребенку это «переварить». По дороге из школы спрашивайте его: «Как прошел твой день?», «Что говорил учитель?», «С кем ты познакомился?», «С кем подружился?» На первых порах важно помогать новоиспеченному ученику с домашним заданием, при этом четко разделяя его по предметам. Сделав задание по каждому, сразу складывайте тетради и учебники в портфель. А утром еще раз проверьте, что ребенок взял в школу все необходимое.
Еще один момент: нужно прислушиваться к рекомендациям учителя. Несмотря на то, что программа общая, методики, требования у разных педагогов могут отличаться. Важно, чтобы ребенок выполнял их, тогда он будет чувствовать себя на уроке во всеоружии.
У детей постарше стоит уже вырабатывать самостоятельность. Они делают домашнее задание сами, а родители только проверяют. Если что-то непонятно, помогают. Так же и с портфелем: теперь школьник складывает его сам. А мама или папа только контролируют, все ли на месте.
Если ребенок учится во вторую смену, а родители уходят на работу рано, стоит оставлять ему записки. Они могут быть руководством к действию: поешь — завтрак на плите, проверь, все ли у тебя в рюкзаке. А могут стать просто приятным сюрпризом, который напомнит о том, что он любим, и придаст уверенности в себе. Например, уже в школе ученик открывает пенал и видит листок со словами: «У тебя все получится».
Еще как учитель я всегда предлагаю родителям написать ребенку письмо-напутствие на учебный год. Это всегда греет душу и настраивает на позитивный лад.
— Как родителям реагировать на отметки, чтобы замотивировать ребенка на хорошую учебу?
— Появились первые оценки, или, если речь идет о первом классе, наклейки: «отлично», «хорошо», «старайся»? Воспринимайте это как праздник. Радуйтесь, восхищайтесь своим учеником, обсуждайте его достижения за ужином. Если оценка хорошая, подчеркивайте, какой он молодец, что постарался. Если плохая, вдохновляйте: у тебя все впереди, просто нужно приложить чуть больше усилий. А в случае какого-то особенного успеха можно купить шоколадку или торт и отметить событие всей семьей.
Я всегда настраиваю родителей и детей на то, что самая лучшая оценка — «четверка». Это стабильные знания, фундамент. И лучше всего быть хорошистом. А «пятерка» — это что-то исключительное, особый случай.
«Тройка» — значит, надо еще постараться. Ну, а двойка — это не «плохо», а «двигайся дальше, у тебя все впереди».
— Что делать, если ребенок учится плохо?
— Если у школьника низкие оценки по какому-либо предмету, родителям лучше всего встретиться с учителем и вместе обсудить, как это исправить.
Бывает, что дети чего-то не понимают. Если вы видите одни и те же ошибки, нужно поговорить об этом с педагогом либо вы можете сами объяснить сложные моменты. Иначе ситуация будет нарастать как снежный ком. А ребенок, делая задания, станет паниковать, испытывать чувство, что он опять не справится.
Бывают и другие ситуации — когда ученик не хочет стараться. Небрежно пишет, недоучивает материал. Тогда нужно обсудить с ним эту тему: да, ты можешь так делать, но потом, когда других будут награждать, тебя не отметят, не похвалят, а это неприятно. Иногда можно сказать: хорошо, не старайся, кто-то, став взрослым, метет дворы. Ты тоже можешь пойти по этому пути, совсем не обязательно для этого учиться хорошо. Ведь все начинается с малого. Как дом строится по кирпичику, так и сейчас закладывается фундамент будущих знаний.
И часто, когда так говоришь с детьми, они действительно понимают и начинают по-другому относиться к учебе.
— Как быть, если ребенок неусидчивый?
— Здесь возможны два варианта. Первый — гиперактивность. Это медицинский диагноз, его ставит невролог. То есть прежде всего нужно показать ребенка врачу. Если диагноз подтвердится, специалист подберет препараты, которые его скорректируют. Кроме того, гиперактивность подразумевает наличие большого количества энергии, которую необходимо тратить. Запишите чадо на дополнительные занятия. Лучше всего подойдет спорт, однако возможно и творчество.
Бывает и так, что ребенку в силу его особенностей тяжело длительное время монотонно делать домашнее задание. В этом случае выходом станет частая смена деятельности. Сделали русский — порисовали, сделали математику — посмотрели мультики, почитали — полепили из пластилина. Таких детей нельзя заставлять сидеть на месте. Если во время выполнения задания ребенок отпросился в туалет, не испытывая в этом потребности, просто чтобы прогуляться, значит, стоит сменить вид деятельности. Это такой тип людей. Родителям нужно адаптироваться к данной особенности, не сердиться и соответствующим образом формировать режим дня.
— Как найти баланс между учебой и кружками, секциями?
— Нужно смотреть по ребенку. Я бы посоветовала записаться в кружки и потом понаблюдать: подходит ему такая загрузка или нет. Если ученик все успевает, то оставить. Если нет, то сократить число дополнительных занятий или совсем отменить их.
В целом я придерживаюсь мнения, что в идеале ребенок должен быть загружен по максимуму. Чем больше у него занятий, тем меньше он сидит в гаджетах. И тем лучше он учится организовывать свое время. Когда школьник знает, что ему надо успеть на занятия, то и уроки делает гораздо быстрее, не отвлекаясь лишний раз на телефон. Это дисциплинирует, приучает к самостоятельности. И такие привычки очень пригодятся ему во взрослой жизни.
Кроме того, если мы задумаемся о допзанятиях позже, к примеру, в пятом классе, многие направления будут для ребенка уже недоступны. Балет, рисование, художественная гимнастика — всем этим, как правило, начинают заниматься в более раннем возрасте.
— Если говорить про ребят, которые пойдут в первый класс в следующем году, какую подготовку для них лучше выбрать: в школе, в детском клубе или достаточно заниматься дома самим?
— Я не сторонник занятий для дошкольников, которые идут с сентября по май. Мне ближе другой формат — три месяца. Есть школы, которые практикуют именно такой вариант. За три месяца — 12 занятий — ребенку ставят руку, он учится разбираться в звуках, работать по клеткам, в границах тетради. А еще — знакомится со школой и правилами поведения в ней: понимает, что такое класс, парта, как себя вести на уроке, как поднимать руку.
Занятия проходят с октября по январь, и у детей остается время отдохнуть от учебы, успеть соскучиться по урокам.
Подготовка к школе входит и в программу детских садов. Родители могут подойти к воспитателю, спросить, на какие моменты обратить внимание, что у будущего первоклассника получается не очень хорошо.
Дома тоже можно заниматься, если родители готовы уделять этому время. В продаже — множество прописей, которые помогут поставить руку. Можно обводить линии, штриховать. Хорошо развивают моторику лепка, раскрашивание. Главное — такие занятия не должны быть нудными и долгими. И еще перед школой не стоит начинать изучать английский. Именно в это время у детей формируется представление о языке. И если помимо русского ввести еще один, в голове будет путаница.
— Какими навыками должен владеть ребенок к первому классу? Обязательно ли уметь читать, писать?
— У каждого учебного заведения свои требования. Если речь идет о гимназии, лицее — вполне возможно. Но для первоклассников, которые идут в обычную школу, такие навыки необязательны.
Бывает, что воспитатели или родители так стремятся дать ребенку знания, что когда он приходит в первый класс, то уже ничего не хочет. Да, есть действительно талантливые дети, которым подходит раннее обучение. Но «через не могу» оно не нужно. В школе всему научат. Более того, можно сделать только хуже. Например, научить читать неправильно — только по слогам или, наоборот, растягивая слова. В подобных случаях изменить ситуацию бывает довольно трудно.
— Сейчас в школы приходят много молодых педагогов. Какие практические приемы вы бы им посоветовали для создания позитивной атмосферы в классе?
— Главный вид деятельности для детей — игра. Поэтому в первые дни учебы обязательна игровая программа. Для современных школьников интересным вариантом может стать квест: задания, приключения и обязательно подарок на память.
Хороший и простой вариант — написать каждому ученику письмо с приветствием и теплыми пожеланиями. Вложить в красивый яркий конверт и вручить 1 сентября. Этот первый контакт поможет установить доверительные, теплые отношения, которые станут залогом хорошей учебы и психологического комфорта ребенка.
Фотографии автора
Комментарии
0 комментариев