25.07.2024
— Я родился в Новокуйбышевске. Воспитывала меня бабушка. Она почти 60 лет проработала учителем, сейчас на пенсии. Окончив Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, я устроился на Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Отслужил срочную во внутренних войсках в Новочеркасске, этот опыт мне очень пригодился в дальнейшем.
Когда в феврале 2022 года началась специальная военная операция, я решил, что в стороне не останусь. В начале мая мне позвонили и сказали, что в Самаре набирается добровольческий казачий отряд БАРС-15 «Ермак». Я сразу подал туда документы. Подписал контракт, прошел подготовку и отправился защищать интересы Родины.
Перед отправкой в зону соприкосновения мы прошли обучение на сборах, с нами занимались опытные инструкторы. Программа была выстроена с учетом специфики СВО. Главное, к чему готовили каждого бойца, — выполнить поставленную задачу и остаться в живых. От лагеря до полигона четыре километра. Мы с полным вооружением шли туда, там занимались, в обед возвращались. А через некоторое время — назад, уже до вечера. Набегал значительный километраж. Не буду скрывать, не все выдерживали. Но большинство людей очень мотивированы: если что-то не получается, они пробуют еще и еще, пока не добьются результата.
Меня отправили под Харьков. Я получил воинскую специальность пулеметчика и всю первую командировку служил с этим оружием. Его вес с боекомплектом — 12 килограммов плюс дополнительный БК и запасной ствол. Сначала было тяжело, но я быстро привык. Бывало всякое: приходилось с боем брать закрепленные позиции, держать оборону. Мы помогали мирным жителям решать бытовые вопросы, раздавали гуманитарную помощь, увозили людей подальше от опасных мест, чтобы они не попали под обстрел.
Первая моя командировка была недолгой: с мая по июль 2022 года. Затем я вернулся и продолжил работать на ННПЗ, но, понимая, что идет специальная военная операция, не смог спокойно трудится, как прежде. Поэтому вместе со своими товарищами решил еще раз отправиться «за ленточку». В марте 2023 года я был уже под Купянском.
БАРС-15 «Ермак» — это настоящий казачий отряд, а все казаки — братья. Здесь свои обычаи. Многие ходят в исконно казачьих головных уборах, готовят блюда казачьей кухни. У нас принято проводить казачьи круги и верстание в казаки тех, кто изъявил желание и доказал, что он патриот своей Родины.
В отряде живут по казачьим традициям: беспрекословная дисциплина и взаимовыручка. У нас есть священник и полевой храм.
С каждым братом у нас теплые отношения. Даже те ребята, которые еще не стали казаками, проникаются нашим духом. Нередки случаи, когда бойцы, попав в отряд и увидев, что мы живем одной дружной семьей, решают влиться в ряды и верстаются в боевых условиях.
У нас есть возрастные ограничения — до 55 лет. Однако при крепком здоровье и наличии профессиональной подготовки эта планка для конкретного человека может быть повышена. Тем более что у многих за плечами Чечня и Афганистан. Мне встречался боец, которому 67 лет. Старшие делятся опытом с молодыми, а недавно отслужившие в армии помогают остальным осваивать современную технику.
Во вторую поездку в зону СВО меня назначили командиром взвода.
Мы готовились к наступлению нацистов: были данные, что они собирают кулак на нашем направлении и будут пытаться продвинуться. Два месяца ждали нападения, но его так и не последовало. После этого командование приняло решение самим начать активные боевые действия. Был штурм позиций противника, буквально за пару дней мы продвинулись далеко вперед. Наш отряд прикрывал другие соединения, присутствовал в закрепах.
Я быстро привык к окопному быту. Да, бывают сложности, например, связанные с погодой. Но в зоне соприкосновения без этого никак. Если ты там оказался, будь добр, адаптируйся.
Многие ребята из БАРСа и сейчас «за ленточкой». Отряд там с весны 2022 года. Ротация, конечно, есть: одни приходят, другие уходят. Мои братья участвовали в освобождении Авдеевки и были награждены медалями. Да и сейчас бьют врага там, куда направит командование.
Иногда я думаю о том, чтобы вновь отправиться на СВО, но пока работаю в администрации Новокуйбышевска и оказываю содействие городскому военному комиссариату при наборе людей на контрактную службу. Как побывавший в зоне соприкосновения, довожу до добровольцев достоверную информацию.
Ребята подписывают контракты с министерством обороны, поток есть всегда. Исходя из своего опыта могу сказать, что значительная часть отправляется на СВО из-за патриотических чувств и любви к Родине.
Какие советы я даю ребятам? В первую очередь «за ленточкой» должен быть сухой закон. Там один за всех и все за одного, поэтому ты рискуешь не только своей жизнью, но жизнями своих товарищей. Кроме того, необходимо быть в хорошей форме: все приходится делать быстро, а на тебе бронежилет и БК. Нужно осознавать, что тебя ждет тяжелый физический труд. Когда все осмыслил, только тогда подписывай контракт.
Еще говорю ребятам, чтобы они не забывали о своих близких. Когда я уходил на СВО в первый раз, моя бабушка об этом не знала. Я сказал ей, что уезжаю на военные сборы. Только после окончания командировки признался, где был на самом деле. Во второй раз она была в курсе. Мы серьезно поговорили, и она поддержала мое решение. Конечно, очень волновалась за меня. Я, когда мог, звонил ей, так что из виду она меня не теряла. Бабушка понимает, что я все делаю правильно и, если я что-то решил, этого не изменить.
Мой прадед, гвардии старший сержант Иван Ваничкин, в 1942 году ушел на фронт добровольцем. Воевал в составе войск 3-го Украинского фронта за Северный Донец, Тихий Дон, Седой Днепр. Последний бой, за село Шевченково Днепропетровской области, принял 2 февраля 1944 года в составе артиллерийского расчета. Тогда они отбили шесть вражеских атак, четыре из которых — танковые. Натиск сдержали. Прадеда тяжело ранили, но он из последних сил продолжал давать отпор противнику. Боевые товарищи подобрали его, находившегося в бессознательном состоянии от потери крови, и отправили в госпиталь. Пуля попала в плечо и, выйдя из него, задела голову.
О том, что стал Героем Советского Союза, он узнал от друга-сослуживца, который написал ему поздравительное письмо.
Когда я учился в школе, участвовал в военно-патриотическом движении. Однажды во время занятий в музее увидел форму своего прадеда и решил больше узнать о нем. Нашел в интернете его наградные листы. Многое мне рассказала бабушка. Символично, что он тоже освобождал Украину от нацистов.
Имя Ивана Ваничкина носит самарская школа № 47, где в зале боевой славы установлен его барельеф. А на домах, где он проживал, имеются мемориальные доски. В Новокуйбышевске, на аллее героев в парке Победы, есть его памятник. Прадед часто приходил в учебные заведения, где рассказывал о своем боевом пути. Сейчас это стараюсь делать я.
«Боевое братство» нередко задействует меня для проведения уроков мужества. Мне важно общаться с детьми. Они проявляют большой интерес и задают много вопросов. Мы показываем им трофеи, привезенные из зоны СВО, рассказываем об армейском быте. Благодаря таким встречам они становятся настоящими патриотами.
Еще меня радует, что в Самарской области вновь набирают популярность шахматы. Я имею разряд по этому виду спорта, участвовал и судил ряд турниров, был тренером. Шахматы учат смотреть вперед, просчитывать ходы, логично и рационально думать. Это помогает как в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях, которые нередко возникают на СВО. Поэтому всем рекомендую в них играть.
Фотография автора
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев