11.06.2024
— До 15 лет я жила в Челновершинском районе. Мои родители хотели назвать дочку Наташей, а регистрировать ребенка в сельсовет в разгар страды отправили дедушку. Тот, пока добирался, имя забыл. Будучи рьяным революционером, он назвал меня Кларой.
Семья у нас была певучая: собравшись вместе, родственники всегда исполняли русские народные песни. Мама, несмотря на возраст, до сих пор поет. У нее такое же лирическое сопрано, как и у меня.
В 14 лет я написала свою первую песню. Окончив школу, поступила в училище, а потом и в академию культуры и искусств. К сожалению, нередко талантливые люди, получив такое образование и не найдя своего места под солнцем, уходят в другие сферы деятельности. В лихие 90-е многие мои однокашники стали торговать на рынке, потому что творчество совсем не приносило дохода. Я, как бы мне ни было тяжело, не предала свою профессию. Прошла прослушивание в Волжский народный хор. В 1993 году состоялись мои первые гастроли на таджикско-афганской границе: туда отправляли несколько бортов с гуманитарной помощью, а артистка нужна была для моральной поддержки. Более опытные участницы хора отказались, а я, к огромному ужасу моей мамы, полетела на войну. В 1994 году побывала еще в одной горячей точке, городе Хорог в Таджикистане. После этого меня пригласили в Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Приволжского военного округа, а потом в оркестр, где я проработала девять лет. С этим коллективом мы объездили всю страну. Регулярно давали концерты в Москве — в зале Чайковского, в Кремлевском дворце съездов. Работали на одной сцене с Людмилой Зыкиной, Екатериной Шавриной, Львом Лещенко.
В моей жизни было немало масштабных творческих событий: Всероссийский конкурс имени Руслановой в Саратове в 1995 году, телевизионный конкурс ГТРК в Оренбурге в 1996-м, «Фольклорная Весна» в Москве в 1997-м и другие. Неоднократно я представляла нашу страну на международной сцене — пела в Варшаве, где стала обладательницей титула «Серебряный голос России», в Париже, Страсбурге. На XXIV Международном фестивале «Парад наций» в Ганновере десятитысячный зал стоя аплодировал моей «Калинке». В 2019 году я получила звание заслуженной артистки Самарской области.
Но, конечно, не всегда все было легко и радужно. После расформирования оркестра я оказалась на вольных хлебах. Какое-то время даже в ресторане пришлось выступать. Благодаря этому и выжила. В оркестре платили плохо: я пришла туда в августе, а первую зарплату получила перед Новым годом. А в ресторане на углу Некрасовской и Куйбышева всегда были живые деньги, туда после выступлений в филармонии приходили ужинать звезды российской эстрады. Это был хороший опыт.
Уйдя из ресторана, я создала ансамбль «Хмель». В нем начинали свой путь некоторые известные музыканты, например, победитель международных конкурсов виртуоз балалайки Федор Дюков. В 2019 году мы участвовали в III Международном фестивале «Шкинь-Опера» в подмосковной усадьбе Бибиковых под Коломной.
Ансамбль существует и сейчас, но в силу обстоятельств теперь я чаще выступаю сольно. Недавно пела на площадке «Самарской газеты» в Струковском саду в рамках Дня прессы. Принимаю участие в проекте «Таланты земли самарской» под руководством народного артиста России Марка Григорьевича Левянта. Ежегодно, чаще всего летом, мы отправляемся в районы региона — есть такие поселки, где приезжих артистов не видели лет 20. Конечно, нам рады. Это уникальный проект, который дарит людям возможность прикоснуться к искусству.
Путь артиста тернист. Даже если все складывается удачно, это очень энергозатратное занятие, морально непростое. Иногда так наговоришься, напоешься, наулыбаешься, что рот не хочется открывать. Но плохое настроение в нашей профессии непозволительно. Если я чувствую, что устала, уезжаю в деревню к друзьям. Как любой истинно русский человек, обожаю баню. Не боюсь плюхнуться в снег после парилки. Люблю осенью ходить за грибами — это лучшая релаксация. Мне нравится обустраивать свой дом, украшать его, готовить, выращивать цветы. Я гостеприимный человек, и мне приятно, когда людям у меня хорошо и комфортно.
Были моменты, когда мне хотелось уехать из Самары. Не за границу, ни в коем случае. Но Москва всегда нравилась, там больше возможностей. После училища я поехала поступать в ГИТИС. Уже подала документы, но… струсила. Испугалась финансовых трудностей, ведь помогать мне было некому. Папа умер рано, мама осталась одна, и жили мы очень скромно, почти бедно. В общем, я вернулась домой, о чем совсем не жалею. Надо дорожить тем, что у тебя есть.
Сейчас главное в моей жизни — дочь Вера. Она учится в музыкальной школе — осваивает домру и гитару, поет, но голос у нее, скорее, эстрадный, чем народный.
На первом месте для меня всегда были и остаются народные произведения, от простых частушек до известных хитов, таких как «Валенки». Это корни каждого из нас: пока звучит русская песня, наша страна будет жить и процветать. Нас никому не сломить, не запугать. Такую уверенность вселяет в меня творчество, и надеюсь, она передается слушателям.
Без ложной скромности могу сказать: я всю жизнь нахожусь на своем месте. Безумно люблю дело, которым занимаюсь, и другой профессии для меня не существует. Даже если придется уйти на пенсию, с музыкой не расстанусь. Буду передавать свое мастерство подрастающему поколению. Такой опыт у меня уже был: несколько лет я работала с детьми в Доме культуры «Победа» в созданном мною ансамбле «Вербушка». К сожалению, проект из-за недостатка финансирования закрылся, но я не теряю надежды его возродить.
Сейчас для меня много пишут самарские авторы и композиторы — Александр Большаков, Павел Коныгин, Сергей Войтенко, Игорь Кудрявцев, Ильдар Чипчиков. Современные песни пополнили мой репертуар. Совместно с поэтессой Ольгой Ненашевой мы выпустили два альбома, которые высоко оценили коллеги и поклонники, их у меня в родном городе немало. У меня есть свой зритель, и это большое счастье для артиста. Когда проходят мои сольные концерты, зал всегда полон. Спасибо, самарцы!
Фотография предоставлена спикером
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев