Обладательница титула «Серебряный голос России» Клара Корнилова: «Пока в России звучит народная песня, нас никому не сломить»

11.06.2024

Loading

Автор:

Обладательница титула «Серебряный голос России» Клара Корнилова: «Пока в России звучит народная песня, нас никому не сломить»

Выступления в горячих точках, служба в ведущих коллективах региона, участие в зарубежных фестивалях, гастроли и работа в ресторанах — в творческой жизни заслуженной артистки Самарской области и обладательницы титула «Серебряный голос России» Клары Корниловой было все. Об этом она рассказала «СГ». 

Из певучей семьи

— До 15 лет я жила в Челновершинском районе. Мои родители хотели назвать дочку Наташей, а регистрировать ребенка в сельсовет в разгар страды отправили дедушку. Тот, пока добирался, имя забыл. Будучи рьяным революционером, он назвал меня Кларой. 

Семья у нас была певучая: собравшись вместе, родственники всегда исполняли русские народные песни. Мама, несмотря на возраст, до сих пор поет. У нее такое же лирическое сопрано, как и у меня. 

В 14 лет я написала свою первую песню. Окончив школу, поступила в училище, а потом и в академию культуры и искусств. К сожалению, нередко талантливые люди, получив такое образование и не найдя своего места под солнцем, уходят в другие сферы деятельности. В лихие 90-е многие мои однокашники стали торговать на рынке, потому что творчество совсем не приносило дохода. Я, как бы мне ни было тяжело, не предала свою профессию. Прошла прослушивание в Волжский народный хор. В 1993 году состоялись мои первые гастроли на таджикско-афганской границе: туда отправляли несколько бортов с гуманитарной помощью, а артистка нужна была для моральной поддержки. Более опытные участницы хора отказались, а я, к огромному ужасу моей мамы, полетела на войну. В 1994 году побывала еще в одной горячей точке, городе Хорог в Таджикистане. После этого меня пригласили в Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Приволжского военного округа, а потом в оркестр, где я проработала девять лет. С этим коллективом мы объездили всю страну. Регулярно давали концерты в Москве — в зале Чайковского, в Кремлевском дворце съездов. Работали на одной сцене с Людмилой Зыкиной, Екатериной Шавриной, Львом Лещенко.

Хороший опыт

В моей жизни было немало масштабных творческих событий: Всероссийский конкурс имени Руслановой в Саратове в 1995 году, телевизионный конкурс ГТРК в Оренбурге в 1996-м, «Фольклорная Весна» в Москве в 1997-м и другие. Неоднократно я представляла нашу страну на международной сцене — пела в Варшаве, где стала обладательницей титула «Серебряный голос России», в Париже, Страсбурге. На XXIV Международном фестивале «Парад наций» в Ганновере десятитысячный зал стоя аплодировал моей «Калинке». В 2019 году я получила звание заслуженной артистки Самарской области. 

Но, конечно, не всегда все было легко и радужно. После расформирования оркестра я оказалась на вольных хлебах. Какое-то время даже в ресторане пришлось выступать. Благодаря этому и выжила. В оркестре платили плохо: я пришла туда в августе, а первую зарплату получила перед Новым годом. А в ресторане на углу Некрасовской и Куйбышева всегда были живые деньги, туда после выступлений в филармонии приходили ужинать звезды российской эстрады. Это был хороший опыт. 

Эпоха «Хмеля»

Уйдя из ресторана, я создала ансамбль «Хмель». В нем начинали свой путь некоторые известные музыканты, например, победитель международных конкурсов виртуоз балалайки Федор Дюков. В 2019 году мы участвовали в III Международном фестивале «Шкинь-Опера» в подмосковной усадьбе Бибиковых под Коломной. 

Ансамбль существует и сейчас, но в силу обстоятельств теперь я чаще выступаю сольно. Недавно пела на площадке «Самарской газеты» в Струковском саду в рамках Дня прессы. Принимаю участие в проекте «Таланты земли самарской» под руководством народного артиста России Марка Григорьевича Левянта. Ежегодно, чаще всего летом, мы отправляемся в районы региона — есть такие поселки, где приезжих артистов не видели лет 20. Конечно, нам рады. Это уникальный проект, который дарит людям возможность прикоснуться к искусству. 

Дорожить тем, что есть

Путь артиста тернист. Даже если все складывается удачно, это очень энергозатратное занятие, морально непростое. Иногда так наговоришься, напоешься, наулыбаешься, что рот не хочется открывать. Но плохое настроение в нашей профессии непозволительно. Если я чувствую, что устала, уезжаю в деревню к друзьям. Как любой истинно русский человек, обожаю баню. Не боюсь плюхнуться в снег после парилки. Люблю осенью ходить за грибами — это лучшая релаксация. Мне нравится обустраивать свой дом, украшать его, готовить, выращивать цветы. Я гостеприимный человек, и мне приятно, когда людям у меня хорошо и комфортно. 

Были моменты, когда мне хотелось уехать из Самары. Не за границу, ни в коем случае. Но Москва всегда нравилась, там больше возможностей. После училища я поехала поступать в ГИТИС. Уже подала документы, но… струсила. Испугалась финансовых трудностей, ведь помогать мне было некому. Папа умер рано, мама осталась одна, и жили мы очень скромно, почти бедно. В общем, я вернулась домой, о чем совсем не жалею. Надо дорожить тем, что у тебя есть. 

Сейчас главное в моей жизни — дочь Вера. Она учится в музыкальной школе — осваивает домру и гитару, поет, но голос у нее, скорее, эстрадный, чем народный. 

Спасибо, зритель

На первом месте для меня всегда были и остаются народные произведения, от простых частушек до известных хитов, таких как «Валенки». Это корни каждого из нас: пока звучит русская песня, наша страна будет жить и процветать. Нас никому не сломить, не запугать. Такую уверенность вселяет в меня творчество, и надеюсь, она передается слушателям. 

Без ложной скромности могу сказать: я всю жизнь нахожусь на своем месте. Безумно люблю дело, которым занимаюсь, и другой профессии для меня не существует. Даже если придется уйти на пенсию, с музыкой не расстанусь. Буду передавать свое мастерство подрастающему поколению. Такой опыт у меня уже был: несколько лет я работала с детьми в Доме культуры «Победа» в созданном мною ансамбле «Вербушка». К сожалению, проект из-за недостатка финансирования закрылся, но я не теряю надежды его возродить. 

Сейчас для меня много пишут самарские авторы и композиторы — Александр Большаков, Павел Коныгин, Сергей Войтенко, Игорь Кудрявцев, Ильдар Чипчиков. Современные песни пополнили мой репертуар. Совместно с поэтессой Ольгой Ненашевой мы выпустили два альбома, которые высоко оценили коллеги и поклонники, их у меня в родном городе немало. У меня есть свой зритель, и это большое счастье для артиста. Когда проходят мои сольные концерты, зал всегда полон. Спасибо, самарцы!

Фотография предоставлена спикером

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации