30.05.2024
— Стать учителем я решила еще в школе: мне очень нравились дни самоуправления, когда мы могли попробовать себя в роли наставников. Я тщательно готовилась, проводила интересные уроки, старалась дать ребятам что-то новое и со временем окончательно утвердилась в мысли, что мне надо поступать в педагогический вуз. Поскольку из всех предметов мне лучше всего давались биология и география, я выбрала соответствующий факультет. Надо понимать, что это достаточно сложные дисциплины. Дети их не очень любят: много терминов, слишком непростые процессы описываются. Хочется стать таким учителем, который сможет увлечь школьников, раскрыть им красоту науки. А для этого нужно очень много знать самой. Я к этому всегда стремилась, дополнительно занималась в кружке «Юный эколог». Вместе с преподавателем мы ходили на краеведческие экскурсии, делали отчеты по ним, составляли гербарии, описывали растения и животных нашей местности — я жила в Оренбургской области.
Поступив в университет, я начала более углубленно изучать ботанику, биологию. Это было очень интересно. Моим научным руководителем стала Валентина Николаевна Ильина — ее исследования посвящены преимущественно вопросам сохранения окружающей среды, она является председателем Бюро Самарского областного отделения и член-корреспондентом Российской экологической академии. Когда мы были на первом курсе, она набирала группу студентов, которые хотели бы изучать природу родного края, писать статьи. Естественно, я откликнулась. Валентина Николаевна помогла мне окунуться в эту тематику и до сих пор поддерживает во всех начинаниях.
Изначально научный руководитель предложила мне взять Оренбургскую область. Я исследовала особо охраняемые территории своего родного Новоорского района. Написала несколько статей про геологический памятник природы Скалистый Яр. Там можно наглядно увидеть, как формировался ландшафт, есть прекрасная видовая точка, с которой хорошо просматривается участок поймы Урала с тремя лесистыми островами, разделенными рукавами. Природа Оренбуржья меня очень привлекает, что и понятно: это моя малая родина.
Постепенно мы приступили к изучению объектов Самарского края. Одной из тем стала «Особенности флоры природно-территориального комплекса «Озеро Гатное», была написана статья в соавторстве с Валентиной Николаевной.
За годы обучения я поучаствовала в нескольких конференциях. Опубликовано 17 статей в научных сборниках.
В начале этого пути я удивлялась, почему проводится так мало исследований природных памятников. Если в Самаре еще можно найти в открытом доступе какие-то научные материалы, в том числе работы Валентины Ильиной, то по Оренбуржью их совсем немного. Но именно это и стимулировало мой интерес. Я изучала предмет сама, описывала результат, стараясь отметить что-то новое. Например, говоря об утесе Скалистый Яр, рассуждала, как на него влияет человек и его деятельность, какой вред мы наносим природному памятнику, как можно это предотвратить. Нередко бывает так, что статус особо охраняемой территории присваивается, но по факту никаких мер не предпринимается — объекты доступны всем, а люди, бывает, ведут себя неподобающим образом. Подобная история с озером Гатным, которое находится в шаговой доступности от большого города. Туда часто приходят рыбаки и отдыхающие. Результат плачевный: на водоеме очень много мусора.
Мне хотелось сравнить личные впечатления с актуальными на тот момент исследованиями 2005-2010 годов. В последние годы мониторинг этих объектов никто не проводил. Я планировала отследить динамику, и, думаю, мне это удалось. Спасибо родителям, которые меня поддерживали, возили по области, чтобы я могла собирать информацию, помогали фотографировать, фиксировать данные.
Когда я узнала, что стала лауреатом Алабинской стипендии, была приятно удивлена. Чтобы ее получить, нужно отлично учиться и иметь научные достижения. Честно признаюсь, для меня моя победа стала неожиданностью, потому что в числе претендентов были студенты с куда более впечатляющими послужными списками. Я очень благодарна за оказанную мне честь.
Моя цель — привлечь внимание к уникальным природным объектам, чтобы они как можно дольше сохранялись в естественном виде. Это дар человеку, который он обязан передать следующим поколениям. Считаю, нужно проводить как можно больше экскурсий для школьников, чтобы они учились любить и понимать окружающий мир, знали, что и рядом с их домом есть что-то интересное. Именно для этого я и хочу стать педагогом. Меня привлекает наука, и я продолжу исследования, но свое предназначение вижу в работе с детьми. Мне кажется, на этом пути я принесу больше пользы. Возможно, мне удастся привести в науку кого-то из своих будущих учеников.
С этого учебного года я работаю в школе №90, мне очень нравится. Преподаю биологию и географию в 7-8-х классах. Многие дети искренне откликаются на мои предложения вести свой исследовательский проект, ходить на экскурсии. Мы начали с Ботанического сада — впечатления очень яркие, масса эмоций. Некоторые ребята там ни разу не были. Их поразил уголок природы в центре мегаполиса. Мы изучали краснокнижные растения, пытались понять, почему они стали редкими, рассуждали, как эту ситуацию можно изменить.
Фотографии предоставлены героиней публикации
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев