Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное — не занимать чужое место»

04.02.2024

2806

Автор:

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

Прошедший год закончился для театра «Самарская площадь» важным событием — бенефисом одной из ведущих актрис труппы Елены Остапенко. На ставшей для нее родной сцене артистка с 2007 года. Она не сразу нашла свой театр, но упорно не сворачивала с выбранного пути. Наверное, помогла спортивная привычка к достижению целей. Талант Елены по достоинству ценят не только в «Самарской площади», где в ее репертуаре несколько главных ролей в полюбившихся зрителям постановках: «Пришел мужчина к женщине», «Запах легкого загара», «Человек из Подольска» и других. Профессиональное жюри губернского конкурса «Самарская театральная муза» дважды награждало Остапенко. В 2014 году за роль Рухшоны в спектакле «Русский и литература» и в 2016-м за Варю в «Вишневом саде». Актриса рассказала «СГ» о том, за что она любит свой театр и в каких пьесах предпочитает играть.

Не простая случайность

Родилась я в Куйбышеве. На 13 лет уезжала в Волгоград, где работала в ТЮЗе. В 2005-м вернулась в Самару. Мой мастер — Владимир Николаевич Ращупкин сказал мне, что есть такой театр — «Самарская площадь». Мы встретились с Евгением Борисовичем Дробышевым. Он взял мой номер телефона и посетовал, что пока ему нечего предложить — театр находился в стадии строительства. Меня взяли в филармонию, в литературно-музыкальный театр «Олимп» — огромный опыт для артистки. Параллельно я работала с Евгением Борисовичем — играла в первой редакции спектакля «Богатые невесты» по пьесе Александра Островского. Потом был «Роддом» — известная наша комедия. А с 2007 года меня взяли в штат, и мы открыли здание театра премьерой «Чайки».

Очень хотела вернуться на драматическую сцену, и Евгений Борисович протянул мне руку. 17 лет в одном театре — это, конечно, не простая случайность. В жизни все закономерно, все события — звенья одной цепи. Я нахожусь именно там, где должна быть. Главное — не занимать чужое место.

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

САМ «Доктор Чехов»

Алла Венадиевна Коровкина (создатель и руководитель Самарской актерской мастерской «Доктор Чехов», режиссер, драматург — прим. авт.) посмотрела наш спектакль «Русский и литература», а потом пришла к нам в театр вести актерские тренинги. И спросила меня: «Это вы играли Рухшону? Вы мне очень понравились». Потом предложила принять участие в фильме «Зоя», который она как режиссер вместе с Дмитрием Ионовым делала в 2015 году. После съемок через какое-то время Алла Венадиевна прислала мне свою пьесу «ВыбиРАЙ» и предложила исполнить в ней главную роль.

Для меня огромная радость, что этот человек позвал. Кроме того, появилась возможность поработать с артистами других театров. Первую версию «ВыбиРАЙ» мы выпускали с актерами драмы. Виталием Жигалиным, царство ему небесное, Ниной Лоленко, которая сейчас с успехом служит в Театре на Фонтанке, Надей Поповой, Настей Ермилиной. В новой версии мы выходим на сцену с артистами «СамАрта» — Игорем Рудаковым, Еленой Боляновской и театра драмы — Надеждой Якимовой. Общение с коллегами из других коллективов — то, о чем я всегда мечтала. У нас ведь у всех вечерние спектакли, и нет возможности смотреть, что делают другие. Мы из разных школ, каждый привык к своей эстетике. Работать вместе — прекрасный проверочный момент твоего профессионализма.

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

На классике артист растет

В репертуаре «Самарской площади» есть спектакли по хрестоматийным произведениям и по современной драматургии. На классике артист растет. Не нужно специально выискивать в ней актуальность — это все про нас, сегодняшних. Но нельзя закрываться от современной драматургии, в ней есть свои преимущества.

Мы читаем пьесы нынешних драматургов, и что-то откликается внутри. Ты даже порой не можешь объяснить, что именно тебе понравилось. Иногда есть интересные переходы, какие-то манки — понимаешь, что это будет интересно на сцене. Всегда ориентируюсь на внутренний отклик, доверяю интуиции. Главный критерий, когда я читаю роль: «Это про меня». Должны быть точки, на которые можно опереться.

Но бывает и иначе. Роли Рухшоны в спектакле «Русский и литература» я очень боялась. Моя героиня, защищаясь, убивает человека. Образ очень сложный. Кто-то осуждает ее, кто-то понимает, что у женщины не было выбора. Знаю, есть люди, которые по пять-шесть раз смотрят наш спектакль, внимательно наблюдают, как реагируют окружающие. Для них этот материал — проверка человека. На мой взгляд, пьеса Максима Осипова сильная.

Сегодня не так много хороших авторов, поэтому мы возвращаемся к классике. В ней сохранены все принципы драматургии. Даже если это театр абсурда, все равно все понятно.

Мне очень нравится произносить текст Шекспира, Островского, Чехова. Как потрясающе написано. Если ты понимаешь, что это за люди, о чем они говорят, то реплики сами собой запоминаются. Островский — наш великий сатирик. Он видел людей насквозь и создавал объемных героев. Гоголь — мистическая история. До конца мы можем его не понимать, но он подводит к тому, что есть другой мир, существующий помимо нас. Силы, ведущие иногда к хорошему, иногда к плохому. Чехов — особый мир, у него мы живем в паузах. Персонажи говорят не то, что важно, не то, о чем они думают.

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

«Чайка» и «Ревизор»

«Чайка» уже 17 лет не сходит с нашей сцены, поскольку нравится зрителю. Мне кажется, в пьесе все гораздо сложнее — отдельные фразы, не всегда складывающиеся в единую картину. А в нашем спектакле показана жизнь людей. И все взаимоотношения оказываются понятны. Текст Чехова становится про нас: про ревность, любовь, прощение, взаимность, поступки, которые приводят к трагедии, — и это все читаемо.

Роман Габриа, когда ставил у нас в театре «Ревизора», дал возможность поэкспериментировать. Самое неожиданное, что мне он предложил роль… Земляники. Как оказалось, реплики некоторых персонажей хороши и для мужчины, и для женщины — у нас внутренне ничего не сопротивлялось. Сама задумка невероятная: что все персонажи — музыканты оркестра, декорация многоступенчатая, мы в роскошных смокингах. Эксперимент хорош, когда ты веришь в него. У нас именно так и было.

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

«Пришел мужчина к женщине»

«Пришел мужчина к женщине» — вечная тема. За один вечер происходит все: встретились, поссорились, выгнала, вернулся, опять выгнала, приняла обратно. Мне нравится моя героиня — Дина Федоровна. Я называю ее «женщина с бусинкой», то есть с причудами. Наши с Владимиром Лоркиным персонажи полярно противоположные, немножко комичные и обычные в своей необычности — реагируют открыто, не таят фиги в кармане. Моя героиня уже не девочка, а битая жизнью. Ее не интересует: пришел — ушел. Ей нужно: пришел — женился. Нет времени на ухаживания, конфетно-букетный период. В этом есть точность и правда жизни.

Актриса театра «Самарская площадь» Елена Остапенко: «Главное - не занимать чужое место»

Театр как семья

Мне везет на людей. В нашей труппе умеют любить друг друга, помогать, не бросать в тяжелой ситуации. Театр таким и должен быть. Партнер — твой самый близкий человек. Если вы не будете слышать и видеть друг друга, ничего не получится. Наш спектакль «Кавказский меловой круг» построен на этом, его жанр — балаган. Мы все винтики, куколки, создающие механизм, который вращается вокруг исполнительницы главной роли — Насти Карпинской.

Мне кажется, у нас во всех спектаклях есть ощущение крепкого ансамбля. В конце декабря выпускали мой бенефис к юбилею — невероятно, как мне помогли ребята. Мы были очень уставшие, выпустили одну премьеру, вторую, но надо делать. Настя мне потом сказала: «Когда я увидела, что ты не сдаешься, мы подключились». Это большое счастье, не в каждом театре есть подобное отношение. Как в любой нормальной семье, мы можем поругаться, быть чем-то раздражены, но все равно поддерживаем друг друга. Если недоволен — подойти и сразу скажи, чтобы не рождался «террариум единомышленников». 

Выходя на сцену, преследуем одну цель — чтобы получалось нечто живое, чтобы это трогало нас и зрителей, чтобы грело и мы росли на данном материале, чтобы не было ощущения фальши. 

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации