Уже второй раз в Самаре проводится довольно странное мероприятие — фестиваль шумовой музыки «Гигиена шума». Собственно, музыкой в общепринятом понимании это действо назвать можно с большой натяжкой: за редким исключением здесь не было ни привычных инструментов, ни знакомых нот. Только шум в самых различных его проявлениях. В фестивале участвовали группы из Самары, Саратова и Литвы.
— Шумовая музыка довольно хорошо представлена в России. Подобные фестивали проводятся не только в Самаре, но и в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове. География участников самарского феста тоже постепенно расширяется, — сказал организатор мероприятия, популяризатор направления арт-видео-нойз Виктор Гуров.
На вопрос, что привлекает в такого рода представлениях, один из посетителей ответил: «Для меня это своеобразная медитация». Случайных зрителей на таких концертах, как правило, очень мало. По большому счету, что такое шум? Изнанка гармонии. Нечто противоположное ей. Надо иметь весьма своеобразный вкус и эстетическую закалку, чтобы искренне тянуться к такому звуковому «беспределу».
Вечер открыл проект «Треугольный Сон» — экспериментальный аудиовизуальный перфоманс, состоящий из объемных шумов и движущихся, меняющихся и дополняющих друг друга визуальных картин. Вторыми выступила самарская «Контора Кука», известная экспериментами с крайними экстремальными жанрами и направлениями. Продолжила программу группа из Саратова «Элементы Н» — шумовой дуэт, использующий в качестве звукоизвлечения самые невероятные приборы и механизмы: массажные щетки, цепи, листы металла. Требуются определенная сноровка и навыки, чтобы в общем хаосе звуков нащупать внутреннее ритмически-эмоциональное развитие, удержать его и логически завершить. Закрывали фестиваль литовские гости. Саунд-арт-проект Bryzgynai, что в переводе означает «дикие заросли». И ощущение их музыка вызывает соответствующее — дикое, мощное, первобытное. Основан проект в 2007 году Армантасом Гесиасускасом. Он работает в направлении drone / lo-fi / experimental. В своих необыкновенных перфомансах автор использует свое тело, голос, полузабытые предметы советского периода, синтезаторы и полевые записи. Pichismo (Каунас, Литва) — первая в мире панк/хардкор/ краст/грайнд/нойз банда, состоящая, собственно, из одного человека по имени Глиб Малтцев — энергетикой и напором буквально захватила галерейное пространство.
В целом фестиваль произвел двоякое впечатление. С одной стороны, нельзя не проникнуться вовлеченностью и самоотдачей людей, шаманящих (другого слова и не подобрать) над своими девайсами и приборами и выдающих в пространство убойные, «срывающие крышу» звуки. С другой, не оставляет ощущение, что что-то здесь не так, что в происходящее вкралась какая-то ошибка. Ну не может нормальный человек испытывать удовольствие от скрежета и грохота, доведенных до предела восприятия человеческого уха.
Как всегда истина, видимо, где-то посередине. В таких радикальных вещах очень важна точность подачи, контекст, в котором происходит представление. Шум ради шума вряд ли интересен. Шум, вписываемый в некую реальность, — возможно.
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев