31.01.2024
— Я долго не могла определиться, кем хочу стать. Ветеринаром? Косметологом? При этом на протяжении многих лет одно оставалось неизменным: любовь к сцене. Откуда это увлечение, я не знаю: в семье все инженеры, строители, бухгалтеры. Только дедушка, учитель истории, человек творческий — когда-то он писал стихи, которые публиковал в местной газете.
Семья, особенно мама, всегда поддерживала меня во всех начинаниях. С пяти лет я занималась в актерском кружке, увлекалась танцами, гимнастикой, вокалом, училась играть на гитаре. В девятом классе пришла в театральную студию «Фаэтон» при школе искусств на 116 км. Ею руководил режиссер театра «Город» Станислав Александрович Полихин. Мы много работали над внутренним пониманием искусства: рассуждали, анализировали, читали Станиславского. Изначально я, конечно, планировала быть актрисой. Но со временем стало понятно, что мне с моими данными, складом ума и желанием всегда быть первой больше подходит профессия режиссера.
Окончив школу, я поступила на заочное отделение Самарского государственного института культуры — неожиданно для самой себя, поскольку всегда мечтала о яркой и насыщенной студенческой жизни. Но один из наставников посоветовал заняться работой, творчеством, самореализацией, а не тратить время на получение знаний, которые вполне доступны и параллельно со всем этим. Я все взвесила и пошла по этому пути. Так началась моя взрослая жизнь.
Заочное отделение — это особый формат. Ты учишься самостоятельно, а два раза в год — встряска в виде сессии. Порой мне кажется, что насыщенная студенческая жизнь, о которой мне мечталось, проходит мимо, но я уверена: все еще впереди. Я успею везде поучаствовать и многое сделать.
Я получаю образование по специальности «режиссер театрализованных представлений и праздников». У меня в голове очень много идей. Так, все позапрошлое лето я вынашивала собственную интерпретацию классической пьесы «Вишневый сад». А потом собрала друзей, в основном школьников, и сказала: «Лето, много свободного времени. Почему бы нам не создать что-то интересное?» Так родился экспериментальный театр «Туз». Сначала нам просто нравилось название, затем мы решили расшифровать его как «Товарищество Уникальных Зеркал». Каждый участник — зеркало, а вместе мы — мозаика. Собираемся, репетируем и показываем свои спектакли на базе публичной библиотеки, где я с 16 лет проводила различные викторины и квесты, а сейчас работаю ведущей мероприятий. Библиотечные ивенты, конечно, сильно отличаются от того, чем мне хотелось бы заниматься, но это тоже опыт, который, несомненно, небесполезен.
Почти все, что я делаю, навеяно музыкой. «Вишневый сад», например, — одноименной песней московской группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». Мне оказалось близко их видение произведения Чехова: это не пустые метания бездеятельных и инертных Раневской и Гаева, а история о тяжелом прощании с дорогим и любимым прошлым. Так появился текст с прямыми отсылками к Чехову, но более простой, понятный современному человеку, подростку. Это история двух друзей, мальчика и девочки, которые возвращаются в родной город и узнают, что дом, в котором прошло их детство, скоро снесут.
Реквизит для спектакля я собирала на заброшенной бабушкиной даче. Первыми зрителями «Вишневого сада» стали родственники, знакомые, преподаватели. От нашей постановки они ничего особенного не ждали — подростки же делали. Но в итоге мы получили множество восторженных откликов.
Спектакль иммерсивный: в зале два сценических пространства — дом и двор, между ними зрители. Преподаватели оценили, сказали: «Свежо!» Этот спектакль мы показывали уже не один раз, и всегда на ура. Поэтому будем продолжать.
Иногда встает вопрос: зачем писать собственные тексты? Ведь гораздо проще взять готовое произведение. В котором еще на этапе чтения становится понятно, какие выразительные средства можно использовать и где все уже придумано за тебя. Когда пишешь свой сценарий, все иначе. Я не уверена, что сделанное мною лучше того, что создали другие, но чувствую необходимость в этом. Хочется делиться тем, что рождается в голове, тем более когда я вижу, что людям это нравится.
Наш триптих «О зависимости и маме» появился после сессии. Мой небольшой этюд о детско-родительских отношениях преподаватели раскритиковали. Я расстроилась, но упрямство пересилило: не зря же идея пришла в голову? Написала сценарий о созависимых отношениях. Главным художественно-выразительным средством стали нитки, которые родители сплетают в сети — в них путается ребенок. Все, что происходит с героиней, — отражение поведения мамы. Тема актуальная для каждого, я вижу такие проблемы практически в любой семье.
Во втором акте мамы уже нет — она погибла. Дочь пытается принять произошедшее и окончательно запутывается в сетях, которые ей еще при жизни расставила мать. Девушка проходит по комнате, собирает эти нитки, до конца не зная, что и как будет запутано. Это чистая импровизация, полное погружение в роль. Получается тем более интересно, поскольку наша актриса Дарья Пигарева — не профессионал. Они никогда ранее не играла на сцене, но идеально подходит по типажу — смотришь на нее и понимаешь: с этим человеком могла такая история случиться.
Пару месяцев мы разбирали роль, работали над актерским мастерством, образом, проводили тренинги на раскрепощение. Эксперимент оказался успешным. Актриса-любитель работает с большой отдачей. Многие зрители говорят, что у Дарьи есть талант и ей надо поступать в театральное.
Обычно с первой же минуты нахождения на сцене становится понятно, получится ли у человека роль. В целом актеры театра «Туз» — очень заинтересованные люди, готовые репетировать и днем, и ночью, если нужно. У каждого есть талант, который нужно раскрывать. При этом в нашей труппе нет даже студентов, которые осваивают профессию артиста, не говоря уже о профессионалах. Актеров тяжело втянуть в подобные авантюры — бесплатные, безо всякой гарантии на успех. Учащимся института культуры не до внешних проектов, как правило. Поэтому у нас играют люди, влюбленные в театр: студенты технических вузов, музыкального училища, школьники, взрослые. Коллектив разномастный, но мы неплохо уживаемся.
В феврале планирую начать работу над «Пиковой дамой» Пушкина — в год юбилея великого писателя постановка будет особенно своевременной. Предполагается любимый мною формат иммерсивного спектакля. Мне очень нравится, когда зритель не просто наблюдатель, а непосредственный участник действия, контактирующий с актерами физически и эмоционально. Меня интересует тема фатализма. И похоже, я вижу ее не так, как другие режиссеры, которые брались за этот рассказ.
За полтора года обучения в вузе я не передумала связывать свою жизнь с театром, но, возможно, поменяла бы профиль: сейчас мне больше интересна сценарная режиссура.
Я пишу некоммерческие сценарии для нескольких самарских студий, набиваю руку. Главный вопрос: как научиться зарабатывать на том, что нравится, на творчестве?
В моих ближайших планах — участие в конкурсах: областных, всероссийских. Это позволит оценить свои силы. В прошлом году на фестивале «Топинамбур» мы показывали спектакль «Мужик» — это психоделическая драма в мистических традициях Гоголя. Первый опыт оказался довольно успешным. Теперь наша главная цель — «Пластилиновый дождь». Надеюсь, хватит сил и таланта.
Фотографии предоставлены спикером
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев