Топ-10 исторических романов, которые стоит прочитать

06.01.2024

Loading

Автор:

Фотограф: Анастасия Жиляева

Топ-10 исторических романов, которые стоит прочитать

Читать исторические романы для меня — удовольствие, которое я бросил уже во время обучения в универе, ибо когнитивный диссонанс между авторской фантазией и реальной историей бил по мозгам. Однако же до сих пор существуют редкие исключения, которые я могу читать и перечитывать, и во основном из-за их литературных достоинств. Вот они. 

Джеймс Фенимор Купер. «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» 

Все же знают Купера как «чингачгукиста всех народов», и читают в основном про Следопыта и могикан… Но в этой книге, мало знакомой российскому читателю (несмотря на то, что ее достаточно издавали — но как только народ узнавал, что внутри «нету Чингачгука», так сразу «холодел»), речь идет о Войне за независимость США. Причем если мы с вами привыкли к огромному числу опусов про «отважных шпионов», то в начале XIX века делать героем романа человека самой «подлой» военной профессии было, мягко говоря, «скандал-сенсация». Впрочем, ничего особо шокирующего в романе нет — есть описание реалий гражданской по сути войны между разными американцами, лоялистами и революционерами, в которой скромный неблагородный герой любит родину так, как умеет. Ну а для поклонников романтизма есть и страдающие девицы, и молодые красивые офицеры, и «опасные опасности» — всё как у людей.

Иван Лажечников. «Последний Новик»

У нас ведь в отечественной литературе как — все гении сразу стали психологические романы «про жизнь» писать, «на века» творить. А все «развлекательные жанры», в том числе и исторический роман, не просто оставили (и до сих пор оставляют) бездарным писакам-графоманам, а еще и провозгласили «низким жанром»… Хорошо хоть Лажечников жил еще в те времена, когда историческую прозу не брезговал писать даже Пушкин. Его «Новик», конечно, полон исторических несоответствий. Но у него есть одно огромнейшее достоинство — читая эту книгу, лично я отдыхаю душой от всякой «поганой достоевщины, левтолстовщины, чеховщины» и прочего, уж извините, пристрастия копаться в человеческом нутре. Это классический европейский исторический роман, с «ужасными тайнами», «опасными опасностями» и счастливым спасением в финале… Чего на самом деле русской литературе всегда не хватало (в качественном исполнении).

Альфред де Виньи. «Сен-Мар, или заговор во времена Людовика XIII»

Де Виньи вообще писатель недооцененный, и даже самая популярная его книга, роман «Сен-Мар», читается нынче разве что любителями французского романтизма (которых уже не так много, как было во времена, когда люди еще читали в основном книги, а не сообщения «Вконтакте»). Это типичная «история про любовь, кровь и злой рок», где юный маркиз де Сен-Мар изо всех сил старается стать коннетаблем Франции, чтобы добиться руки своей возлюбленной, Марии де Гонзаги, принцессы Мантуанской. На пути у счастья влюбленных, естественно, стоит «злой злодей» — кардинал де Ришельё… Ну, и так далее. Меня это произведение поразило своим мрачным, леденящим пессимизмом и лейтмотивом «настоящая честь не может быть вознаграждена по достоинству и обречена на гибель». Что самое печальное, с годами в верности этого утверждения приходится много раз убеждаться…

Жоан Батиста Алмейда Гаррет. «Арка святой Анны»

Эту книгу автор, не только талантливый поэт и писатель, но и активный политик эпохи «бурного романтизма» в Португалии, сочинял почти всю жизнь, так что именно она, получается, и стала его главным призведением. Сюжет повествует об эпизоде из истории средневекового Порту, когда горожане, доведенные до ручки измывательствами негодяя-епископа, хозяина города, а особливо похищением его клевретами «для предания разврату» жены уважаемого бюргера, обиделись и устроили «восстание масс». Естественно, глупо ждать от книги XIX века знания средневековых реалий и быта, они тут такие же условные, как в романах европейских романтиков, Вальтера Скотта или Виктора Гюго. Но именно меня роман подкупил каким-то подспудным оптимизмом и «светлотой», когда, несмотря на перипетии сюжета и страшные опасности, грозящие героям, веришь, что «всё будет хорошо»…

Александр Дюма. «Изабелла Баварская»

У Дюма, на самом деле, неизвестных романов — тучи, ибо не у всех хватает детства прочесть что-то кроме сериалов «про мушкетеров», «про королеву марго» и «про калиостро» (и уже вот тут начинаются первые жертвы). Есть у «настоящих фанаток» еще списочек из десятка каких-нибудь «Соратников Иегу», или «Двух Диан» и «Асканио». Но немногие, думаю, «дочитаются» до «Изабеллы Баварской». А зря, ибо это не только странная и интересная эпоха правления безумного короля Карла VI Французского, но еще и произведение, написанное очень нехарактерным для Дюма стилем. Ибо более похоже не на «авантюрный роман с элементами роккоко», а на бесстрастную средневековую хронику, мрачно излагающую трагические события… Очень «атмосферно».

Роберт Льюис Стивенсон. «Черная стрела»

Стивенсон для нынешних читателей — это «Остров сокровищ», мощный психологический триллер «Владетель Баллатрэ» или, на худой конец, рассказы про принца Флоризеля, или ужастики про доктора Джекила с его Хайдом… Мало кто уже помнит прекрасный советский фильм с Александром Филиппенко в роли Ричарда III, а уж тем паче роман, по которому он был снят — о приключениях молодого дворянина Дика Шелтона и его друга Джона Мэтчема, который внезапно оборачивается девицей Джоаной, которая «в опасности», и надо ее срочно спасать… Главное же то, что происходит всё это посреди Войны Алой и Белой роз, и уж таким благодатным фоном мастер «понагнетать мрака» и «позакрутить сюжет», как Стивенсон, пользуется мастерски…

Артур Конан Дойл. «Белый отряд»

«Подвиги и приключения бригадира Жерара» у сэра Артура «в определенных кругах» не уступают популярности самому Шерлоку Холмсу. Кое-кто даже читал рассказы про пирата Шарки… Великий писатель на разные темы был мистер Дойл. Потому мало кто добирается до его исторического романа о Столетней войне — точнее, о том, как удрученные перемирием в оной английские наемники во главе с самим Черным Принцем подаются в Кастилию, помогать королю Педро I победить его брата Энрике II в сражении при Нахере. Эпическое полотно европейского средневекового «благородного бандитизма»…

Лео Перуц. «Ночи под каменным мостом»

Сколько не читал романов Перуца — все нудные, вялотекущие, «недоигрывающие» и «недотягивающие». Кроме этого. Тут на автора озарение снизошло, и получился маленький шедевр. Сюжет построен на историях из еврейского городского фольклора Праги XVII века — про императора Рудольфа II, увлеченного алхимией и женой богатого еврея Майзеля, про Альбрехта Валленштайна, жаждущего узнать свою судьбу, про астронома Кеплера и про старого мудрого раввина Лёва. Автор завораживающе описывает «магическую Прагу» и заставляет хитро переплетаться судьбы таких разных героев друг с другом… В общем, необычно (и место, и время, и манера изложения) и интересно.

Сергей Шервинский. «Ост-Индия»

Действие разворачивается в 1660-х годах в нынешних Индии и Индонезии. Главный герой — маляр, возжелавший «длинного гульдена» и завербовавшийся волонтером в Ост-Индскую компанию, который покидает Амстердам на торговом корабле. И мотает его по Атлантическому и Индийскому океанам, бросает в португальское Гоа, оттуда — в индийский Хайдарабад, затем — в Батавию, откуда наконец он возвращается солидным и толстым торговым человеком… Читать это интересно, но «сопереживать» совсем некому — единственный полуположительный персонаж, торговец-ювелир, порядочен только тем, что в нем отсутствует ярко выраженная непорядочность, он предпочитает «делать профиты гешефтом», а не отрезая пальцы туземцам. Одним словом, «это, брат, марксизм, против него не попрешь».

Артуро Перес-Реверта. День Гнева

У Переса же нашего Реверте совсем иные романы популярны. Кто в истории ни дуба — тот читает про «Фламандскую доску» и «Королеву Юга». «Пипл хавает» книжки про Алатристе, эстеты вспоминают «Клуб Дюма», олдфаги — «Учителя фехтования»… А вот мне нравятся «Мыс Трафальгар» и эта книга. Потому что они построены по принципу романа-хроники — изложения событий со скрупулезной точностью. В «Дне гнева», мне кажется, перечислены по именам и фамилиям все участники восстания 2 мая в Мадриде, которые вообще попали в какие-нибудь документы. Широченное историческое полотно, дающее редкую для любителя истории «всю картину разом» — не кусочки «истории про великих», не «двое против войны», и не «сильная женщина всех победит», а все пазлы, сложенные в правильном порядке. Что на самом деле ценно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации