Как подать заявление на регистрацию брака и оформить свидетельство о рождении ребенка на Госуслугах

20.11.2023

4660

Автор:

Как подать заявление на регистрацию брака и оформить свидетельство о рождении ребенка на Госуслугах

«СГ» продолжает рассказывать о взаимодействии с порталом «Госуслуги». Да, для большинства граждан он давно не диковинка, но все ли вы о нем знаете? С помощью этого сайта можно записаться к врачу, подать заявление на заключение брака, оформить загранпаспорт, проверить документы на покупку недвижимости и многое-многое другое. Объясняем, как все это сделать. В первой части мы рассказывали, как зарегистрироваться и найти нужное на портале «Госуслуг». 

Часть 2. Как подать заявление на регистрацию брака, оформить свидетельство о рождении ребенка и получить статус многодетной семьи

Регистрация брака

Чтобы подать заявление на регистрацию брака, необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Как ее получить, мы рассказывали в первой части нашей серии. 

— Далее надо зайти в раздел «Семья» на главной странице и выбрать категорию «Регистрация брака». 

— Один из заявителей заполняет заявление: вносит туда свои данные, выбирает удобное время для регистрации и ЗАГС. Невесте (или жениху) придет приглашение на электронную почту, подтвержденную в личном кабинете.

— В ответ второй из будущих супругов указывает информацию о себе, оплачивает госпошлину (на это дается 24 часа) и отправляет заявление.

— Если все в порядке и пришло подтверждение, можно в назначенное время приходить в ЗАГС с паспортами. Если же услуга отклонена, необходимо исправить ошибки в оформлении и выбрать новое время регистрации. Повторно оплачивать госпошлину не нужно. 

Зарегистрировать брак можно и досрочно, в силу особых обстоятельств. Таковыми считаются угроза жизни, беременность и рождение ребенка.

Регистрация расторжения брака

Супруги могут подать заявление о расторжении брака на «Госуслугах», если у них нет общих несовершеннолетних детей, имущественных и иных разногласий. Для этого обе стороны должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). 

— В разделе «Семья» один из супругов заполняет форму заявления и по электронной почте направляет второму, который заполняет свою часть.

— Супруги подписывают заявление УКЭП и отправляют в приложение «Госключ». Это делается так: каждый из супругов со своего устройства входит в приложение, выбирает и подписывает заявление о разводе. На это дается 24 часа.

— После получения уведомления на свою электронную почту один из супругов выбирает место и время регистрации расторжения брака, способ получения свидетельства (совместно/раздельно) и оплачивает госпошлину — 650 рублей.

— Далее заявление направляется второму супругу, который в свою очередь также оплачивает госпошлину и подтверждает выбор места и времени регистрации (при выборе совместного получения свидетельства). 

В указанное время супруги приходят в ЗАГС и получают свидетельство о разводе. Если супруги не придут, брак не расторгнут. Неявка же одного из них не является препятствием к регистрации расторжения брака. 

Подать на развод с иностранным гражданином через Госуслуги нельзя, это делается в ЗАГСе или через суд. 

Регистрация рождения ребенка

Чтобы подать заявление, необходимы подтвержденная учетная запись на Госуслугах и медицинское свидетельство, которое выдают в роддоме. Если оно электронное, можно сразу зарегистрировать рождение ребенка. Если бумажное — только подать заявление в ЗАГС. 

Если ребенок рожден в браке, заявление заполняют оба родителя, а обращение подает мать. В противном случае она одна заполняет и подает документы. 

При наличии электронного медсвидетельства для регистрации рождения ребенка нужно:

— проверить, пришли ли данные на ребенка в личный кабинет;

— перейти на форму заявления, проверить заполненные данные и внести недостающую информацию;

— получить согласие супруга (супруги) и отправить заявление.

В личный кабинет придут запись акта о рождении и приглашение посетить ЗАГС для получения бумажного свидетельства. 

При наличии медсвидетельства в бумажной форме нужно открыть вкладку «Семья», перейти в раздел «Регистрация рождения» и следовать инструкции по заполнению заявления. Туда надо внести данные из медсвидетельства ребенка и выбрать удобное время для посещения ЗАГСа. 

В течение пяти рабочих дней после регистрации рождения в личный кабинет автоматически придут ИНН, СНИЛС и по запросу полис ОМС. Запрос полиса оформляется в личном кабинете: нужно внести информацию о ребенке и дождаться результата проверки. Через 24 часа после оформления запроса полис ОМС должен отразиться в карточке ребенка. 

Получение статуса многодетной семьи

— На главной странице сайта «Госуслуги» в разделе «Семья», нужно выбрать «Помощь семье» и далее «Статус многодетной семьи».

— Внести в форму заявления необходимые данные и прикрепить (загрузить) документы в виде файлов. 

— Отправить заявление с документами и ждать результата. Уведомление о решении придет в личный кабинет. 

Если данные на детей ранее были заполнены в личном кабинете на портале, они автоматически отразятся в заявлении. 

Аналогичным способом на Госуслугах можно подать заявление на выдачу дубликата удостоверения, изменить данные, продлить срок действия. 

Для получения оригинала удостоверения многодетной семьи нужно обратиться в управление соцзащиты по месту жительства (пребывания) и представить подтверждающие документы. 

Регистрация смерти

Для получения электронной услуги нужно:

— в личном кабинете войти в раздел «Семья» — «Государственная регистрация смерти» — «Получить услугу»;

— заполнить данные на умершего (на руках уже должно быть медицинское свидетельство о смерти);

— выбрать ЗАГС, дату и время посещения;

— прийти в назначенное время с документами и получить оригинал свидетельства о смерти. 

Данная услуга предоставляется бесплатно.

Материнский (семейный) капитал

В течение пяти рабочих дней после регистрации ребенка в ЗАГСе сертификат на материнский капитал приходит в личный кабинет на Госуслугах. 

Если этого не произошло, нужно:

— с главной страницы портала войти в раздел «Семья», подраздел «Помощь семье», далее «Сертификат на материнский капитал»;

— заполнить и отправить электронное заявление. 

При необходимости дополнительной проверки документов срок выдачи сертификата может увеличиться до 15 и 20 дней. 

Никаких требований к срокам подачи заявления на получение маткапитала нет, это можно сделать в любое время после рождения/усыновления ребенка. Срока действия у сертификата тоже нет. 

Если материнский капитал получен и родился второй ребенок, новый сертификат не выдадут — автоматически увеличится сумма ранее полученного. Дополнительно подавать заявление не нужно. 

Ежегодно 1 февраля происходит индексация маткапитала, независимо от даты выдачи сертификата. При частичном использовании денежных средств при индексации увеличится остаток, потраченная сумма индексироваться не будет. Если маткапитал не использовался, индексации подлежит вся сумма.

Сертификат в бумажной форме из-за изменений суммы менять не нужно — он лишь подтверждает право на получение маткапитала. 

Также в разделе «Сертификат на материнский капитал» можно запросить выписку об остатке денежных средств. 

Полученные при рождении детей денежные средства можно потратить только на определенные цели:

— приобретение, строительство/реконструкция жилья;

— погашение ипотеки;

— образование детей;

— товары/услуги для детей с инвалидностью;

— формирование накопительной пенсии матери;

— ежемесячное пособие на второго ребенка до трех лет семье с низким доходом. 

Маткапитал можно потратить сразу или частями также одновременно на несколько целей.

Направление средств материнского капитала

Чтобы распорядиться средствами материнского (семейного) капитала через Госуслуги, нужно иметь подтвержденную учетную запись. 

— На главной странице портала в каталоге «Услуги», подразделе «Семья и дети» нужно выбрать «Распоряжение материнским капиталом» — «Электронная услуга».

— Найти нужный вид заявления и ответить на вопросы.

— Система выдаст список необходимых документов исходя из целей, на которые расходуются средства.

— Нужно заполнить и отправить заявление, указав реквизиты для перечисления денег.

Решение Пенсионного фонда будет принято в течение десяти рабочих дней с момента представления документов. Если все в порядке, деньги придут в течение пяти рабочих дней после решения. 

Подать заявление на получение этой электронной услуги может только собственник сертификата со своей учетной записью. Другое лицо, действующее от имени заявителя, должно будет лично посетить ПФР или МФЦ с документами и нотариально заверенной доверенностью. 

В электронном виде услуга по распоряжению маткапиталом не предоставляется в следующих случаях:

— Если женщина направила средства материнского капитала на формирование накопительной пенсии и, передумав, решила вернуть их. В этом случае нужно до назначения пенсии подать заявление об отказе. 

— При отказе от получения ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) второго ребенка для применения денежных средств в других целях.

Также через Госуслуги нельзя оформить изменение данных владельца сертификата после его получения. Документы подаются лично в МФЦ или отделение Социального фонда.

Фото: архив «СГ»

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 июня 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 мая 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации