Педагог музыкальной школы имени Чайковского Сергей Мамченко: «У меня немало учеников, которыми я горжусь»

21.11.2023

3993

Автор:

Педагог музыкальной школы имени Чайковского Сергей Мамченко: «У меня немало учеников, которыми я горжусь»

Осенью министерство культуры Российской Федерации подвело итоги Премии в сфере музыкального искусства-2023. Заявки на участие подали 565 жителей разных регионов страны, сто из них стали победителями. В список вошли два преподавателя из Самары, в том числе педагог музыкальной школы имени Чайковского по классу балалайки Сергей Мамченко. Он рассказал «СГ» о своем профессиональном пути и о том, как воспитать плеяду талантливых исполнителей. 

Потребность развиваться

— В 1979 году я окончил самарское музыкальное училище и поступил в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского. Благодаря моим педагогам у меня появилась потребность развиваться, захотелось стать профессиональным музыкантом. После получения диплома я несколько лет работал в самарской филармонии в ансамбле народных инструментов Рамиля Батыршина. Со временем начал вести класс балалайки в музыкальном училище. В школу имени Чайковского пришел в 2000 году, здесь началась моя работа непосредственно как преподавателя. Много усилий было приложено, чтобы создать свое направление. В 2003 году появился ансамбль «Балалайка», который сейчас имеет звание образцового коллектива. 

У меня никогда не возникало желания сменить выбранную профессию. Да и мое воспитание не позволило бы проявить неуважение к труду преподавателей, которые потратили столько усилий и времени для моего становления.

Педагог музыкальной школы имени Чайковского Сергей Мамченко: «У меня немало учеников, которыми я горжусь»

Слух, память, чувство ритма

Сейчас в музыкальном образовании появилась программа предпрофессионального обучения. Если раньше на народном отделении дети занимались пять или семь лет, в зависимости от выбранного инструмента, то сейчас восемь или девять. Процесс длительный, непростой. Но если воспитанник трудолюбивый, то результат обязательно будет. Конечно, не все выбирают связанную с исполнительской деятельностью профессию, но культурные навыки в любом случае остаются. Многие потом поступают в музыкальные училища, участвуют в концертах. 

Сейчас у нас 18 учащихся-балалаечников. Занятия проводятся индивидуально и в группах. В нашей школе есть и дополнительные предметы: игра на фортепиано, баяне, гитаре, аккордеоне. До четвертого класса ребята занимаются в хоре, потом переходят в оркестр или ансамбль для коллективного музицирования. В выпускных классах они уже играют произведения высокого уровня. 

Желающие поступить в музыкальную школу проходят строгий отбор и сдают экзамены. Обязательна проверка слуха, памяти, чувства ритма. Если ребенок не знает даже стихов уровня детского сада, не может ничего спеть, не обладает элементарными музыкальными данными, мы при всем желании взять его не сможем.

Педагог музыкальной школы имени Чайковского Сергей Мамченко: «У меня немало учеников, которыми я горжусь»

Индивидуальный подход

Самое важное в обучении, особенно на начальном этапе, — создать триаду ученик — родитель — преподаватель. Дети должны чувствовать поддержку семьи. Поэтому очень хорошо, когда мамы и папы, бабушки и дедушки посещают занятия и конкурсы. Без участия близких у учеников долго не наступает осознание того, что здесь они получают духовное развитие, которое пригодится им в жизни. Если родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок повышал свое мастерство, результаты будут видны и слышны. В век телефонов, компьютеров и соцсетей это непросто, и без вовлеченности семьи педагогам справиться крайне сложно. 

Для начальных классов мы скорее воспитатели. От нас требуется заинтересовать, в игровой форме привить любовь к инструменту, желание исполнить какие-то пьесы. Мы подбираем для каждого ученика репертуар. То есть не просто даем современные мелодии, которые нравятся всем, а проявляем индивидуальный подход. Кто-то тяготеет к джазовым импровизациям, кто-то к классическим. Ребята начинают слушать и слышать характер произведения. Потом, на концертах, они смогут донести свою эмоциональность до слушателя, вызвать понимание и обратную связь. В нашу школу постоянно приходят известные музыканты, мастера своего дела. Они передают опыт, делятся знаниями, оценивают игру детей, что-то советуют. 

Для учащихся первых-третьих классов в Новокуйбышевске проводится конкурс «Играем сначала». Этот этап очень важен: новички получают стимул к занятиям, начинают уделять больше времени отработке навыков. Несколько лет уходит на процесс созревания, и в период 12-17 лет у ребят начинается творческий взлет. Если до этого возраста ученик освоил основные приемы игры, звукоизвлечения, штрихи, он делает рывок вперед и к 21-22 годам достигает уровня консерватории. 

Талантливые и целеустремленные

Наши воспитанники постоянно участвуют в конкурсах разного уровня — для музыканта это крайне важно. 

Я являюсь членом жюри всероссийского конкурса «Созвездие Жигулей». Программа сложная, сыграть нужно пять произведений в два тура. Подготовка занимает около года и требует от участников виртуозности, музыкальности и твердости характера. 

Работа с детьми подразумевает постоянное развитие. При нашей школе существует «Центр перспективы» для игры на струнно-щипковых инструментах. В этом году по рекомендации Агентства социокультурных технологий была организована региональная ресурсная методическая площадка. Мы регулярно расширяем спектр музыкально-педагогической деятельности: это и хоровое пение, и инструментальное исполнение, и теоретическая подготовка, а также консультации, открытые уроки и мастер-классы для преподавателей школ города и области.

У меня немало учеников, которыми я горжусь. Например, Дмитрий Буцыков и Сергей Зуевокончили Российскую академию музыки имени Гнесиных. Сейчас они известные исполнители, внесены в Золотую книгу «Имена молодых дарований Самарской области». Дмитрий — руководитель ансамбля «Волга-фолк Бэнд» самарской филармонии, человек одаренный, неповторимый балалаечник-импровизатор. Его творческий коллектив выступает с ведущими отечественными вокалистами, имеет оригинальный репертуар и программы в стиле «Современные композиции на традиционных инструментах». 

На мой взгляд, достойным показателем нашей работы является то, что наши воспитанники входят в золотой фонд Самары, области и России, а значит, мы готовим смену талантливых и целеустремленных профессионалов своего дела. 

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации