Преподаватель при исправительном учреждении Надежда Исаханян: «Нужно ставить перед собой цель и постоянно поднимать планку»

17.10.2023

3870

Автор:

Преподаватель при исправительном учреждении Надежда Исаханян: «Нужно ставить перед собой цель и постоянно поднимать планку»

Уже больше 30 лет Надежда Исаханян преподает свой любимый предмет — математику. Она работала в сельской и городской школах, интернате для детей с особенностями развития, а последние 14 лет — в отделении № 3 Центра образования Самарской области при исправительных учреждениях. О своем пути в профессию и трудовых буднях она рассказала «СГ».

Пример любимых учителей

— Я родилась в маленькой деревне в Ульяновской области. В школу пошла в 1977 году, и многие мои учителя были ветеранами Великой Отечественной войны. Это люди высокого нравственного уровня, которые работали не за зарплату, а за идею. Именно они в первую очередь повлияли на мой выбор профессии, своим примером показали, насколько она прекрасна. Кроме того, в наших краях родился великий педагог Илья Николаевич Ульянов, имя которого носит Ульяновский педагогический университет, и это тоже наложило свой отпечаток. В это учебное заведение я и поступила после окончания школы. 

Там мне тоже повезло с преподавателями. Это были знающие, тонкие, интеллигентные люди. Так называемая «старая гвардия». Они продолжили прививать мне любовь к математике и при этом были очень требовательными. 

Из выпускниц в руководители

Окончив институт, я вернулась в свою школу и сразу же, будучи 22-летней выпускницей, была назначена заместителем директора по учебной работе. Эта деятельность поглотила меня целиком. Некогда было расслабляться, уповать на то, что я не опытная и много чего сама не знаю и не умею. Я должна была выполнять поставленные передо мной задачи и отвечать за других людей. На мне было и планирование, и методическая работа, и много чего еще. В те годы я получила огромный профессиональный опыт, массу практических навыков, которые очень пригодились мне в дальнейшем.  

Будучи заместителем директора, я по-прежнему смотрела на своих учителей снизу вверх — как на наставников. Они всегда готовы были что-то посоветовать, подсказать. Если у меня возникали сложности, я старалась решить вопрос коллегиально, не стеснялась спрашивать мнения других педагогов. 

Кроме того, я вела уроки математики. И это было интересно — сочетание преподавательской работы и административной. Я сама по себе достаточно энергичная. Считаю, человек должен ставить перед собой цель и постоянно поднимать эту планку. 

Вызов самой себе

Через шесть лет я вышла замуж и переехала в Самару. С тех пор живу и работаю в Куйбышевском районе. 

Сначала, после декретного отпуска, устроилась в школу-интернат № 136, где обучаются дети с особенностями развития. Не у всех получается с ними работать, и это был некий педагогический вызов самой себе: смогу или нет? На первых порах действительно было непросто, но, наверное, я люблю сложности. Мне всегда нужно куда-то двигаться, чего-то добиваться, что-то изучать, получать опыт, которого раньше не было. В 136-й мне было интересно, и все получилось. 

Когда сын поступил в первый класс, я перешла в общеобразовательную школу № 129. А в 2009 году меня неожиданно позвали работать в исправительное учреждение. Я сначала удивилась. Потом решила сходить посмотреть, что там и как. Выяснилось, что реальность сильно отличается от того, что нам показывают в фильмах. Ничего ужасного я там не обнаружила, но это было совсем не то, к чему я привыкла, поэтому сначала я сказала сама себе «нет». Но я ведь уже упоминала, что люблю трудности.

Преподаватель при исправительном учреждении Надежда Исаханян: «Нужно ставить перед собой цель и постоянно поднимать планку»

Уроки для взрослых

Теперь я работаю со взрослыми людьми. Колония у нас женская, таких в Самарской области всего две. В нашей, № 15, отбывают наказание в основном те, кто впервые преступил черту закона. Тех, кто делал это многократно, отправляют в Рождествено, в ИК-28. 

Осужденные в возрасте до 30 лет, не имеющие среднего образования, согласно действующему законодательству обязаны продолжить обучение в исправительном учреждении. Люди более старшего возраста тоже имеют такую возможность, но для них это по желанию.  

Сейчас в нашем отделении 133 ученицы. Самый младший класс — не по возрасту, а по образовательной программе — седьмой. Но были годы, когда существовала даже начальная школа. Все зависит от контингента. Иногда сюда попадают люди, например, из зарубежных стран, из цыганских семей, которые совсем не обучались. Причем зачастую они очень заинтересованы в получении образования. Тем более что по окончании им выдается точно такой же аттестат, как в обычной школе.  

Что касается организации обучения, она тоже не соответствует стереотипам — не надо думать, что занятия проходят в красном уголке одного из бараков. У нас двухэтажное здание: на первом этаже профтехучилище, на втором — школа. Кабинетная система, такие же доска, парты и наглядные пособия, как в любом образовательном учреждении. Новейшие учебники, разноцветный мел и даже звонок на урок. Все это меняет отношение учениц, настраивает совершенно на другой лад.

Конечно, многие сразу же заявляют, что с математикой у них плохо, они и в детстве-то ее не понимали. Здесь меня обычно поддерживают девочки, которые уже занимаются. Они говорят: «У Надежды Николаевны все всему научатся!» 

Как выглядит многогранник

Конечно, здешний образовательный процесс отличается от привычного в дневных школах. Наши ученики не имеют возможности пользоваться телефонами и прочими гаджетами, а мы не можем проносить с собой флешки и другие носители информации. Но был период, когда нам разрешали брать с собой диски с материалами к урокам. Мы сформировали копилочку презентаций и видеороликов по разным учебным предметам. Пользуемся ею до сих пор. Наглядных пособий у нас много. У меня есть стенд, много таблиц, имеется раздаточный материал по стереометрии — различные конусы, пирамиды, многогранники.

Учеба должна быть интересной, иначе она будет в тягость. Поэтому я часто использую на своих уроках игровые ситуации. Например, могу дать гору фигур и предложить подумать, как их можно рассортировать. Могу рассказать анекдот, чтобы направить мысли учащихся в нужное русло. Или предложить совершить виртуальное путешествие по стране Комбинаторика, в ходе которого мы собираем пазлы, решаем логические задачи, потом переходим к формулам. Очень люблю математические эксперименты. 

Я чувствую отдачу от своих учениц. Когда они задают мне вопросы, с интересом решают задачи, соревнуются между собой и помогают друг другу, я понимаю: им это действительно нужно.

В целом хочу сказать, что контингент молодеет. Когда я начинала здесь работать, мы имели дело с женщинами постарше. Сейчас это зачастую девчонки 18-19 лет. Красивые, умные. Думаю, на молодежь плохо влияет интернет-пространство и обилие рекламы о том, что можно быстро и легко получить деньги, накупить массу всего, зажить красиво. Люди на это ведутся и ищут легких заработков. К сожалению, это нередко оборачивается статьей 228 — распространение наркотиков. Сказывается и недостаток родительского внимания. Если бы мамы и папы больше общались с детьми, наверняка знали бы, где их дочери и чем они занимаются. 

Радует, что многие девочки понимают, что время здесь лучше провести с пользой, добросовестно учатся, получают аттестаты. 

В рамках одного класса 

В преподавании в исправительном учреждении есть свои особенности. Если в дневной школе учитель взял класс, он выпускает его практически в том же составе. Здесь так не получится. Контингент меняется постоянно, несколько раз в течение учебного года. Причем значительно: могут уйти десять человек или прийти 15. И нужно перестроиться, интегрировать новеньких в коллектив. Пришел учащийся, скажем, в ноябре, его необходимо подтянуть по программе до уровня остальных. 

За время моей работы у нас была всего одна ученица, которую мы взяли в пятом классе и выпустили с аттестатом о среднем образовании. Я недавно видела ее за пределами стен ИК. Она замужем, с ребенком, вполне счастлива. Значит, все было не зря.

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации